В минувшие выходные вся Америка жила церемонией вручения кинопремии Оскар. И «Автомобили» не смогли устоять от искушения. Мы решили сделать целых три списка топ-10 – это американские, европейские и наши, отечественные фильмы. Впрочем, если у наших читателей есть другие варианты, пожалуйста, присылайте списки своих любимых киногероев!
Citroen DS19«Фантомас разбушевался»
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Гениальный автомобиль гениален и на экране. Вот скажите, какой из французских седанов 1964 года смотрелся бы лучше «Ситроена» в роли летающего автомобиля Фантомаса? «Пежо-403» или «Рено-8» выглядел бы старомодными чемоданами с дурацкими крылышками. А DS с реактивным двигателем в багажнике даже спустя более полувека не кажется смешной каретой прошлого. И ведь что любопытно: когда на экраны вышла вторая часть трилогии Андре Юнебеля, эта машина уже десять лет стояла на конвейере. Вот уж действительно – богиня!
Peugeot 406
«Такси»
Только Люку Бессону по силам заставит нас поверить, что скучноватый семейный «Пежо» играючи заткнет за пояс навороченные «Мерседесы» и сверхмощные «Лансеры». А в начале второго фильма о марсельском таксисте Даниэль легко обходит на спецучастке ралли самого короля «Дакара» Жана-Луи Шлессера. Точно так же малоизвестные и, вообще говоря, ничем не выдающиеся французские актеры Сами Насери и Фредерик Дифенталь на глазах превратились в настоящих звезд.
Lotus Esprit
«Шпион, который меня любил»
Говоря об автомобилях Джеймса Бонда, обычно вспоминают Aston-Martin. А за что конкретно? Эти довольно банальные английские купе разных моделей стреляли, разливали перед преследователями масло, как Балбес… «Эспри» из десятого фильма об агенте 007 был куда талантливее. И неспроста – фильм создан в 1977-м, а тогда хозяина «Лотоса» Колина Чапмена считали почти волшебником. Его машины формулы 1 являли миру чудеса аэродинамики, неудивительно, что небольшая доработка позволила Кью превращать Esprit в подводную лодку.
Mini
«Мистер Бин»
Английский малыш сыграл множество ролей в кино – в частности, участвовал в «Ограблении по-итальянски» в 1969 году. И все же самая популярная его работа – во всяком случае, у себя на родине – шесть сезонов в сериале о похождениях мистера Бина. Понятно, почему – крохотный автомобильчик служил прекрасным партнером для комика, предоставляя Роуэну Аткинсону массу идей для различных смешных сцен. В первой же серии, вышедшей в 1990-м, нелепый чудак в твидовом пиджаке угробил свой оранжевый Austin Seven Mini MkII образца как раз 1969 года. И в последующих фильмах снимался «Мини» более свежих серий – MkIII и MkIV.
De Tomaso Longchamp Spider
«Укрощение строптивого»
В начале 80-х женская половина населения СССР сходила с ума по настоящему итальянскому мужчине – Челентано в роли фермера-женоненавистника был неотразим. Советские же мальчики, юноши, дяденьки, дедушки и прадедушки не сводили глаз с Орнелы Мути. А на каком автомобиле она ездила! Чтобы еще больше подчеркнуть глубину социальной пропасти между счастливыми любовниками, режиссеры усадили красавицу не в банальный «Феррари» или почти плебейский «Мазерати», а в редкий даже для Италии «Де Томазо». Редкие знатоки в упоении шептали: «Вы знаете, что у нее под капотом? 330 лошадей!»
Alfa Romeo 2000 Berlina
«Укол зонтиком»
В 1980-м, когда Пьер Ришар, точнее, его персонаж, сел за руль этой «Альфа-Ромео», машину уже три года как сняли с производства. Выбор понятен – ведь «высокий блондин» был на этот раз безработным актером. Но изрядно поблекшая голубая красавица образца 1972 года с полуотвалившимся задним бампером все равно оставалась красавицей. Черная решетка радиатора, отличавшая машину с 2-литровым мотором в 132 л.с. от модели 1750 с хромированной решеткой, и желтые «французские» фары придавали ей еще больше шарма.
Caterham Super Seven
«Кто есть кто»
Крутой парень Бельмондо должен гоняться за преступниками на крутой тачке – так? Только крутизна не должна измеряться в дензнаках – ведь комиссар Станислас Боровиц работает в управлении собственной безопасности. Если бы он появился в Ницце за рулем «Феррари», им самим занялись бы соответствующие органы. Поэтому Бельмондо пришлось втискиваться за руль английской «Супер семерки». Она и стоит относительно недорого и благодаря массе всего в 500 кг, разгоняется молниеносно: одно время Caterham Super Seven удерживал мировой рекорд, разгоняясь до 95 км/ч и тормозя до полной остановки за то же время, пока Ferrari F40 добегала до 95 км/ч.
Range Rover
«Частный детектив»
Безусловный король эпизода. Белый «Рейндж Ровер» появляется в кадре необыкновенно популярного в нашей стране в конце 70-х детектива всего на несколько секунд. Но со своей ролью справляется с блеском. «Англичане отличный народ!», – говорит веселый герой Бельмондо, раздев до белья двух англичан и угнав «фермера во фраке», на котором они путешествовали по континенту. «Эти французы сумасшедшие!», – замечает, глядя вслед своей машине и подкручивая усы один из потерпевших. И мы за несколько мгновений как будто целую историю посмотрели.
Menarini C13
«Безумно влюбленный»
При всей любви к итальянскому кино в нашей стране в 80-е годы эту картину нам тогда не показали – уж больно комичными выглядели в ней советские дипломаты. А главное, простой водитель автобуса женится на принцессе – ну зачем нашим людям мечтать о таком? В этом фильме вообще много автомобилей – в том числе Cadillac правителя Сан-Тулипа с советскими номерами и канадской табличкой на корме. Но в главной роли снялся автомобиль совершенно необычный – римский автобус марки «Менарини». Причем, и модель не самая распространенная для Вечного города – С13 на короткобазном шасси IVECO, своего рода итальянский «пазик».
SAAB 99
«Вторая жизнь Уве»
В чем загадка странного нелюдимого деда? Режиссер Ханнес Хольм, явно разбирающийся в автомобилях, постоянно дает понять зрителю, что Уве совсем не так однозначно ужасен, как кажется. Вот, скажем, он всю жизнь предпочитал СААБы другой шведской марке, гораздо более нынче известной. А почему? Между прочим, главная тайна одинокого старого мизантропа связана с автомобилем. Точнее, автобусом – Setra… Два года назад американские киноакадемики не дали Оскара этой картине – куда важнее было поощрить диссидентствующего иранца. А зря.