Ровно 125 лет назад, в декабре 1896 года, на улицах Парижа появился первый в мире развозной фургон с бензиновым мотором.

В каталоге немецкой фирмы «Бенц и компания» машина с громким и довольно длинным названием «Запатентованное транспортное средство превосходной конструкции для доставки грузов с двигателем мощностью 5 лошадиных сил» появилась в мае 1896-го. Между прочим, Benz & Cie была в то время крупнейшей в мире автомобильной компанией: почти четыре сотни рабочих собирали в Мангейме триста самобеглых экипажей в год. Успехом пользовались 2-местная модель «Виктория», 4-местная «Визави» и самая доступная «Вело».

Вообще-то, и прежде находились умельцы, которые переоборудовали автомобили под доставку товаров и продуктов — к примеру, в 1894 году в Германии уже был грузовичок, переделанный из обычного легкового Benz Victoria. Но слабенький 3-сильный моторчик и, главное, расположение водительского места сзади, а руля посередине машины сводило к минимуму грузовую платформу. Короче, говоря, нужен был специализированный автомобиль.

И вот в 1896-м Карл Бенц запатентовал новый двигатель — его единственный цилиндр располагался не вертикально, как прежде, а горизонтально. Что позволяло снизить уровень пола. К тому же при вдвое большем рабочем объеме 2,9 литра мотор выдавал не три, а целых 5 л.с. Вот этот мотор немецкий предприниматель и разместил под полом модели Victoria — c помощью, кстати, только что устроившегося на работу к Бенцу Августа Хорьха. Задние сиденья убрали совсем, водителя взгромоздили над передней осью — так за его спиной образовалась грузовая площадка, на которой мощно было перевозить целых 300 кг груза.

Машина развивала скорость в 15 км/ч, могла преодолевать подъемы в 10 процентов и стоила 4500 марок. Треть суммы необходимо было внести наличными при заказе, остальные заплатить при получении автомобиля в Мангейме. Много это или мало? Скажем, мастер высшей квалификации на заводе получал 1200 марок в год.

Так или иначе, в своем отечестве пророка не оказалось. И первый заказ пришел из Франции: «Запатентованное транспортное средство превосходной конструкции для доставки грузов с двигателем мощностью 5 лошадиных сил» заинтересовало парижский универмаг «Дю Бон Марше». И 5 декабря 1896 года первый в мире развозной фургон выехал на улицы Парижа.