После расследования подкупа чиновников немецкий автогигант намерен прекратить сотрудничество с крупнейшим российским дилером Mercedes.

Концерн собирается лишить дилерского статуса российскую компанию «Авилон», которая считается одним из крупнейших продавцов автомобилей Mercedes в России, пишут «Известия». В концерне не скрывают, что это последствия коррупционного скандала с поставками автомобилей Mercedes для чиновников 22 стран мира, включая Россию, с 1998 по 2008 годы.

«С точки зрения бизнеса и выгоды разрывать договор с “Авилоном” невыгодно, однако после скандала антикоррупционные соображения вышли на первый план, и в этом смысле к “Авилону” есть вопросы», — заявил «Известиям» представитель «Мерседес-Бенц РУС». Как пояснил собеседник «Известий», у российских представителей Daimler есть основания полагать, что компания «Авилон» не всегда отвечает жестким антикоррупционным требованиям, установленным в компании после событий 2008 года.

«Авилон» может потерять возможность продавать Mercedes уже с осени этого года. Однако, как сообщил источник «Известиям», знакомый с ситуацией, уже сейчас, заблаговременно планируя продажи, «Авилон» перестал закупать автомобили Mercedes и распродает оставшиеся в наличии. Не исключено, что вслед за Mercedes у компании могут осложниться отношения и с другим немецким автогигантом — BMW. «Разрыв отношений стал большой проблемой для “Авилона”, — сообщил собеседник от одного из игроков российского авторынка “Известиям”. — Руководство дилера сейчас пытается повлиять на решение Daimler и параллельно планирует отыграться на продажах BMW. Однако не исключено, что BMW тоже может последовать за Mercedes — у этих компаний похожая стратегия поведения».

Как следует из информации, представленной на официальном сайте «Авилона», компания уже более восьми лет является лидером по продажам и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes в России и Восточной Европе, имея более 500 автомобилей в наличии ежедневно. Эксперты считают планы Daimler беспрецедентным событием для автоотрасли. «Если такое решение действительно будет принято, то для России это станет первым подобным прецедентом», — считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко. По словам Петренко, отношения между производителем и дилером — вопрос интимный, обе стороны не заинтересованы в скандалах, поэтому обычно стараются прийти к взаимному соглашению. «В подобных инцидентах, как и при разводе, не бывает, чтобы был не прав кто-то один, — говорит Петренко. — Daimler также должен нести ответственность за коррупционный скандал».

Громкий скандал вокруг Daimler разгорелся в марте 2010 года, когда минюст США обвинил концерн в подкупе в период 1998–2008 годов чиновников в 22 странах мира, отвечавших за контракты на закупку автомобилей для госнужд. В России под подозрение попали хозяйственники МВД, Минобороны, гараж особого назначения ФСО, предприятия «Машиноимпорт» и «Доринвест», администрации Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. По признанию сотрудников Daimler, только с 2001 по 2005 год российские чиновники получили в качестве «откатов» €5 млн. Эти деньги перечислялись через счета офшорных компаний или же вручались им лично в руки.

Что касается концерна Daimler, то ему удалось замять скандал еще в 2010 году, после того как немцы решили вопрос полюбовно и выплатили американским властям штраф в $185 млн. Российское представительство Daimler с тех пор избавилось от «засветившихся» в истории сотрудников. Изменился и принцип закупок. Отныне чиновники покупают Mercedes напрямую, без посредников, у российского представителя Daimler.