Кандидатка на пост президента Франции заявила о жёстком намерении вернуть в страну автомобильные заводы, использовав методы главного республиканца США.
Пример Дональда Трампа заразителен. Два года назад, в самом начале избирательной кампании, будущий президент США активно критиковал Ford и General Motors за строительство заводов в Мексике. Напомним, что с 1993 года, когда Канада, США и Мексика образовали Североамериканскую зону свободной торговли NAFTA (аналог нашего «Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана»), производители автомобилей и запчастей стали потихоньку «линять» в самое южное государство NAFTA. В самом деле, по состоянию на 2015–2016 годы уровень оплаты труда на мексиканских и «штатовских» заводах отличался примерно в 9,5 раз. При этом собранные в Мексике машины безо всякой пошлины идут на продажу в США.
Интересно, что поначалу в Ford и GM совершенно не реагировали на угрозы Трампа ввести налог 35% на собранные с целью реализации в США машины, однако, после оглашения результатов выборов, «сменили пластинку»: Ford на днях отказался от строительства завода на территории южного соседа, Chrysler спешно сообщил о планах по созданию дополнительных 2000 рабочих мест на своих заводах в США. Трамп, поняв, что кнут действует безотказно, начал прессовать зарубежных производителей, начав с Toyota.
Новая цель выбрана неспроста: в 2016 году Toyota разделила второе место с Ford в борьбе за долю рынка США. GM остался лидером, оставив за собой 17,3% проданных автомобилей, Ford и Toyota набрали по 14,5 и 14,0% соответственно, а Chrysler уверенно замкнул «четвёрку» с показателем 12,6%.
Само собой, европейские политики, которые тоже время от времени обязуются «возродить экономический подъём», но, как правило, не знают, как это сделать, взяли на вооружение метод Трампа. На днях с соответствующим заявлением на телеканале France 2 отметилась Марин Ле Пен, кандидат на пост президента Франции и лидер крайней правой партии «Национальный фронт», занявшаяа прошлых президентских выборах в 2012 году третье место. Г-жа Ле Пен заявила о приверженности «экономическому патриотизму и разумному протекционизму». Когда же речь дошла до Трампа, кандидатка во французские президенты сообщила, что те меры, которые собирается внедрять главный республиканец Америки, она предлагает уже несколько лет!
Между тем, если у Трампа ещё и есть шансы развалить NAFTA, преодолев сопротивление Конгресса, то у Марин Ле Пен, стань она президентом, шансов в разы меньше, ведь у неё нет фактически никаких рычагов, хоть начинай сбор подписей за FrExit! Интересно, что во Франции – самая низкая среди развитых экономик Старого Света плотность автомобильных производств. С одной стороны, здесь почти нет «иномарочных» заводов, исключая небольшой конвейер Toyota в Валенсьене, где изготавливают только Yaris, и крохотное предприятие в окрестностях Страсбурга, где располагается убыточный «гараж» VW по выпуску Bugatti. С другой, оба французских автомобильных концерна пустили разветвленные корни на континенте.
Так, на родине у Renault имеется 6 заводов, в Испании – 4, в Словении – 1. Румынский завод не в счёт, здесь выпускают только Dacia. У PSA Peugeot-Citroёn во Франции 5 предприятий, в Испании – 2, в Португалии, Чехии, Италии, Словакии – по 1.
Интересно, что популярность Трампа среди политиков Франции высока, по крайней мере, ещё двое кандидатов – на сей раз «левые» Арно Монтбур и Жан-Люк Меланшон тоже разыгрывают «карту Трампа». Они заявили, что полностью поддерживают его давление на Ford и GM. Франсуа Фийон, главный конкурент Марин Ле Пен, тоже смотрит в сторону Трампа, хотя и не говорит об этом напрямую. В начале декабря в одном из интервью он заявил, что как только станет президентом, поднимет вопрос о продаже 20-процентного пакета акций Renault, принадлежащего государству. Причина – всё та же, строительство заводов за пределами страны.