Toyota поддержала показ фильма Ильи Поволоцкого «Северяне», повествующий о жизни сильных духом людей севера, в жизни которых важную роль играет автомобиль. В этих сложных для жизни условиях необходим надежный автомобиль, таковым для героев фильма стал Land Cruiser.
Северные территории России никогда не были густо населены, существование здесь всегда было довольно трудным. В ХХ веке с открытием потенциала природных ресурсов Севера началось его масштабное освоение. Невероятными усилиями здесь строились промышленные и инфраструктурные центры, куда направлялись люди со всех уголков страны. Кто-то ехал из романтических соображений, кто-то — за «северными» зарплатами. Эта традиция сохранилась и после развала Советского Союза, а многие из приехавших так и остались здесь жить. В этих сложных для жизни условиях необходим надежный автомобиль, таковым для героев фильма стал Land Cruiser.«Северяне» — это авторский документальный проект режиссера Ильи Поволоцкого, созданный при поддержке Toyota и посвященный сильным духом людям Севера. Действие каждой из трех частей киноэссе разворачивается в каком-то уголке Кольского полуострова на протяжении одних суток. В центре повествования будни троих формально не связанных между собой людей – командира звена полярной авиации, капитана буксира Мурманского торгового порта и бригадира лесозаготовительной артели. Все они, как и большинство живущих на Севере, когда-то приехали сюда работать и, хотя не планировали задержаться надолго, остались здесь навсегда. В суровых северных широтах, в условиях полярной ночи эти простые люди полагаются только на себя, но всегда готовы помочь даже незнакомцам. У каждого из героев проекта есть свой Toyota Land Cruiser: Land Cruiser Prado, Land Cruiser 100 и даже ветеран Land Cruiser 60. Автомобиль для них не просто средство передвижения, а настоящий друг и помощник, без которого их жизнь и работа невозможны в принципе.
Для съемок было решено найти трех настоящих северян, которые представляют уникальные профессии региона. В течение месяца команда проекта объезжала города и поселки Карелии и Мурманской области, общалась с рыбаками, лесорубами, лоцманами, капитанами, врачами, маячниками, метеорологами. Поиски продолжались до тех пор, пока не были найдены три идеальных героя: вальщик леса, капитан морского буксира и командир звена полярной авиации — на земле, на воде и в воздухе.
Убедить героев проекта участвовать в съемках было непросто: они не искали славы, а их занятость не предусматривала ни одного свободного дня. Однако команде удалось уговорить их попробовать. А дальше как всегда у настоящих северян: раз начали, нужно довести дело до конца.
Россия – это территория Land Cruiser. Именно в нашей стране с ее огромными расстояниями, суровыми погодными условиями и бездорожьем остро понимаешь, что от возможностей автомобиля, от его надежности и способности довезти куда угодно зависит очень многое, а имя Land Cruiser давно стало синонимом надежности, проходимости и долговечности.
«Для нас, как для бренда, важно не только предлагать лучшие автомобили, но и постоянно вдохновлять наших клиентов. Мы поддерживаем множество проектов, в которых люди и автомобили бросают вызов невозможному. Но в нашей большой стране множество людей не стремятся быть героями, не ищут рекордов, однако, их ежедневная рутина – уже подвиг. Именно о таких настоящих людях, владельцах Toyota Land Cruiser, был создан этот проект», – комментирует Татьяна Халявская, директор департамента маркетинга ООО «Тойота Мотор».
Съемки киноэссе проходили в разных уголках Кольского полуострова. Отличительные черты каждой картины — неспешный темп, отстраненное наблюдение, некричащие авторские акценты и органичное сочетание художественной композиции с документальной камерой. Команда проекта не ставила своей целью рассказать о Севере все — по признанию режиссера, важнее было передать атмосферу, состояние и течение времени, предоставить зрителю возможность наблюдать и обдумывать вещи, неспешно происходящие на экране.
Илья Поволоцкий, режиссер проекта: «Путешествуя по Карелии и Кольскому полуострову в поисках натуры для съемок, я с удивлением обнаруживал совершенно разных людей с невероятно похожими историями: «Приехал на заработки. Думал ненадолго, но как-то затянуло, остался, женился, не хочу уезжать... Север манит. Здесь все по-другому». Меня заинтересовал этот феномен. Чем больше я общался с этими людьми, тем больше проникался их каким-то особенным восприятием действительности, особенным ритмом жизни и отношением к себе и окружающим».
С каждым из героев команда проекта провела около 10 дней. И это не были отдельные запланированные интервью — режиссер и съемочная группа сопровождали каждого из троих северян ежедневно. Поначалу стеснение мешало героям, однако к концу съемок они раскрылись — в итоге именно это позволило создать атмосферную и правдивую картину повседневной героической жизни северян.
Герои фильма
ВолодяВолодя, как и многие на Севере, местным не родился, а стал. Когда-то он, молодой человек из вологодской деревни, отслужив в армии, дал себе обещание не быть водителем и не работать на валке. Но жизнь распорядилась по-другому: Володя встретил любовь и оказался в Кондопоге. После рождения первой дочери вопрос финансов встал особенно остро. Местные подсказали, что леспромхозу требуются вальщики — специалистов по ручной валке за годы машинизации практически не осталось, и ценятся они на вес золота. «Попробовал. Получилось», — скромничает Володя. Теперь у него три бригады вальщиков и титулы чемпиона мира по валке леса. Только в 2018 году в этом чемпионате приняли участие 28 команд из 27 стран, а Володя входит в сборную России уже несколько лет подряд.
Володя — человек дельный, немногословный и находящийся в постоянном движении. Он не покупает продукты в магазине — ловит рыбу, охотится, собирает ягоды и грибы и не понимает, как может быть иначе. Его день расписан с раннего утра и до поздней ночи: отвезти детей в школу и в детский сад, заехать в город, обеспечить ребят в лесу материалом и провиантом, починить лебедку, встретиться с финским подрядчиком и при этом успеть на рыбалку.
У Володи Land Cruiser 60 — его верный друг, которым он владеет уже 5 лет. Сама машина в следующем году отпразднует свой 30-летний юбилей. Это простой, неприхотливый и надежный автомобиль. Его атмосферный дизельный мотор может остановить только пустой бак.
Василий
Василий стал настоящим северянином, когда попал сюда по распределению в 1995 году. Как и все, он не планировал задерживаться надолго, хотел лишь подзаработать, набраться опыта и уехать туда, где теплее. Но конец девяностых разрушил его планы: из-за кризиса и безработицы некогда богатый северный порт оказался на грани разорения. «Нужно было как-то выживать, кормить семью, ставить на ноги детей... Одним словом, затянуло», — вспоминает Василий.
Он человек интеллигентный, легкий, с настоящим капитанским голосом. И команда у него соответствующая: морские волки с байками на языке и опытом в глазах.
У Василия Land Cruiser 100. Свою машину он называет коротко и емко: Универсальный солдат. Оптимальное для здешних краев сочетание комфорта и проходимости по любым дорогам на любые расстояния. Далеко не новая машина все еще одинаково успешно справляется с перевозкой всех и всего – от членов семьи до комплектов аквалангов.
Игорь
Игорь — потомственный летчик. Его отец был одним из пионеров вертолетной авиации Заполярья: работал в составе экспедиций, сопровождал ледоколы, забрасывал провиант и снаряжение для миссий и научных станций в Ледовитом океане, обслуживал социальные рейсы в тундру и по Терскому берегу, которые теперь обслуживает Игорь.
Главной причиной сняться в проекте для Игоря стала возможность рассказать о важности и социальных рейсов, и санавиации Севера. Игорю ежегодно приходится доказывать эту важность государству — здесь цели его и проекта совпали.
Социальные рейсы жизненно необходимы во многих уголках России. В большинстве удаленных районов вертолет – единственная возможность сообщения между разбросанными по тундре и тайге селами и региональными центрами. Кольский полуостров не исключение: здесь есть два основных маршрута социальных рейсов, которые и обслуживает Игорь. Также его команда выполняет санзадания (спасение, эвакуацию, доставку медиков) в режиме 24/7.
У Игоря Land Cruiser Prado. Функциональный и в то же время статусный автомобиль, не громоздкий, при этом «тяговооруженный» и способный пройти где угодно. Игорь ездит на нем везде: на работу, с семьей, в отпуск. Остальное время он по-прежнему проводит в небе.
Семейство Land Cruiser – это история блестящих побед и головокружительных свершений. Подобно героям Русского Севера легендарные Toyota Land Cruiser не знают поражений и твердо следуют своим убеждениям, не считаясь с климатическими условиями. Эра Land Cruiser продолжается, и этой осенью в России вышла новая статусная версия Toyota Land Cruiser 200 Executive Lounge.
На сегодняшний день внедорожниками Land Cruiser владеют 330 000 россиян, ежегодно по всей стране продается более 25 000 Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200 (не включая продажи автомобилей с пробегом).
С 19 октября все желающие смогут посмотреть фильм на amediateka.ru и nonfiction.film.8