15 января в Москве состоялась пресс-конференция Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) в России, на которой были обнародованы результаты продаж легковых и легких коммерческих моделей на нашем рынке в 2014 г., а также дан прогноз на 2015 год. "На полях" мероприятия тоже звучала интересная информация. Наш специальный корреспондент Михаил Козлов передает:
Текст: Михаил Козлов
Резервная армия авто по докризисным ценам

По подсчетам РОАД (Российской ассоциации автомобильных дилеров), с 2014 г. остаются нераспроданными порядка 160 000 - 170 000 легковых автомобилей по докризисным ценам. В основном они сконцентрированы в регионах, куда не докатилась волна покупателей из Белоруссии и Казахстана, внесших серьезный вклад в опустошение российских дилерских центров на финише прошлого года. Значительную часть таких авто, которые в январе-феврале 2015 г. будут предлагаться по очень привлекательным ценам, по словам Владимира Моженкова, президента РОАД, составляют модели марок Citroen и Peugeot.
В поисках кочки на болоте

Наверное, это первый год, когда у меня близко нет понимания, насколько высока вероятность реализации тех прогнозов на 2015 г., которые озвучены Комитетом автопроизводителей АЕВ (1,89 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей – Прим.). Математика здесь больше не работает. Такого понимания нет ни у кого. Ситуация меняется настолько быстро, что буквально за неделю все может перевернуться с ног на голову.
Согласен с тем, что появление интересных предложений поможет пережить этот период. Здесь вывод на рынок автоматически вызывающих интерес новинок – самый очевидный ход. Однако почти все автопроизводители обновили модельный ряд в 2013-м, 2014-м гг., так что все мы сейчас находимся примерно в одной фазе.
Оживление продаж с помощью компании скидок при одновременном повышении стоимости сервисного обслуживания? Теоретически такое вполне возможно. С другой стороны, несмотря на кажущуюся привлекательность такого варианта, имеется порог чувствительности, перейдя который, вы просто всех своих клиентов отправите в "серые" сервисы. Люди в такой ситуации пойдут за дешевым техобслуживанием, и им уже будет не до его качества. Это очень тонкий момент. Боюсь, что такой порог чувствительности не очень высок.
Есть много маркетинговых инструментов, которые способны продвигать продажи автомобилей. Но это при условии, что имеется "кормовая база". Если же общие настроения в стране негативные, ожидания кризиса превышают порог допустимого риска, то люди не будут спешить расставаться с наличностью, и эффективность всех этих маркетинговых инструментов резко снизится. Нам надо искать свое место с точки зрения имеющегося продукта, возможности его адаптации к сложившейся ситуации на рынке. Вторая задача – работа с дилерской сетью и удержание ее на плаву как некий инструмент долгосрочного планирования. В-третьих, поиск возможности продавать автомобили прибыльно как для сети, так и импортера. Это не означает постоянного задирания цен, но использование нестандартных инструментов. Возможно, эффект даст совместная работа над доступностью кредитных и страховых предложений, ведь для покупателя цена автомобиля складывается и из стоимости кредита и страховки.
Один из путей – фокусировка на стоимости владения. Вариантов очень много, но, к сожалению, сейчас очень сложно понять, где та кочка в этом болоте, которая, если на нее ступить, не уйдет под воду.