По планам, реализация проекта по утилизации старых машин должна начаться в Самарской области прямо с 1 января.
Как сообщал портал Automobili.Ru, министерство промышленности и торговли РФ определило перечень из 18 регионов, где в 2010 году должен начать работать пилотный проект по утилизации старых автомобилей в обмен на средства для покупки нового. В него вошли Самарская и Ульяновская области. В течение года в рамках пилотного проекта в этих регионах планируется утилизировать автомобили старше 10 лет. Причем зарабатывать компаниям — участникам госпрограммы — предлагается непосредственно на переработке машин: никакой помощи на модернизацию производства со стороны государства для них пока не запланировано.
В соответствии запланированными квотами, в Самарской области намечено реализовать 9 154 автомобилей (в Ульяновской - 2 985). Минпромторг сообщил, что в 2010 году в программе будет участвовать около 200 тыс. автомобилей, и на 2010 год под это выделено около 10 млрд. руб.
В правительстве Самарской области не раскрывают список компаний, которые займутся авторециклингом и не озвучивают возможный объем работ. Источник в областном минпроме назвал лишь одного самарского претендента на участие — ГК «Акрон плюс». Из 20 производственных площадок в регионе в госпрограмме могут быть задействованы лишь три площадки, мощностью около 1 тыс. автомобилей в месяц каждая. В ГК ограниченность количества площадок объяснили требованием Минпромторга об организации максимально быстрого и эффективного процесса приема автомобилей, снятие их с учета на территории площадки и выдачу сертификатов, в режиме «одного окна».
При этом начальник отдела маркетинга «Акрон плюс» Михаил Сухоребров уточнил, что среди требований, предъявляемых Минпромторгом, у утилизатора должны быть лицензии на заготовку и переработку лома черных металлов, цветных металлов, а также лицензии на обращение с отходами 2-4 класса опасности. Кроме того, компания должна располагать достаточными производственными мощностями, отработанными технологиями разборки автомобилей и действующими договорами на утилизацию отходов (резина, стекло, технические жидкости и т.д).
«Учитывая статистику автомобильного парка Самарской области, где доля старых автомобилей составляет 34% (старше 1998 года) — примерно 274 000 штук, мы рассчитываем утилизировать 10-15% этого объема (15-20 тыс. автомобилей), из которых 75-80% будут автомобили, произведенные АвтоВАЗом", — говорит Михаил Сухоребров. По его словам, окончательно тариф за утилизацию автомобиля в Самарской области не определен, «но можно с уверенностью говорить, что его размер не превысит 2 500-3 000 рублей».
Предполагается, что в Ульяновске реализацией правительственного пилотного проекта займутся три предприятия: ОАО «Ульяновское народное предприятие «Вторчермет», ООО «Индустрия» и ООО «УАЗ Вторресурс». Будущие участники пока не определились, в какой форме будет существовать центр по утилизации автомобилей. «Не исключается появление нового юридического лица, но, скорей всего, это будет работа по кооперации, где лидирующая роль будет у нашего предприятия», — говорит заместитель гендиректора по производству ОАО «Ульяновское народное предприятие «Вторчермет» Илья Прохоров. По его словам, предприятия уже предварительно договорились о разделении: «УАЗ Вторресурс» будет, вероятно, заниматься машинами до 3,5 тонн, «Вторчермет» — легковыми автомобилями, а «Индустрия», имеющая соответствующее оборудование, будет утилизировать электронику, электропроводку по кооперации. Согласно заданию облправительства ульяновский центр должен перерабатывать не менее 40 автомобилей в сутки.
Естественно, что такой вид деятельности интересен и ОАО "АвтоВАЗ". «Только после того, как окончательно будут сформулированы правила получения премии за утилизацию и программа начнет действовать, станет понятно, насколько она эффективна и как в ней будет участвовать автозавод», — говорят при этом в пресс-центре ВАЗа. «Когда создавалась «Лада-Сервис» (дилерская дочка АвтоВАЗа), в технологии была заложена возможность заниматься утилизацией», — отмечает экс-председатель правления Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа Юрий Целиков. По его оценкам, «Лада-Сервис» способна утилизировать не менее 1 тыс. автомобилей в год. «На этапе запуска пилотного проекта государственной программы утилизации мы изучаем и анализируем различные варианты участия в ней. Ранее мы внимательно следили за аналогичным зарубежным опытом. Учитывая географию присутствия нашего холдинга (55 регионов), компания может стать одним из партнеров этой программы», — заявил директор по коммуникациям ОАО «Лада-Сервис» Артур Селищев.
Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын не сомневается, что программа может заработать с 1 января: «Для того чтобы утилизировать самым простым способом, никакой особой подготовки не надо, предприятия уже готовы, и эта деятельность будет для переработчиков лома достаточно выгодной, как и прежде». По его мнению, правительственная программа стимулирования утилизации автомобилей может дать небольшую прибавку — около 3%. «Но чтобы помочь автопрому, подобных программ должно быть много, тогда и будет эффект», — говорит эксперт.