Российская программа утилизации старых автомобилей может войти в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительная и масштабная.

Премьер-министр Владимир Путин предложил дать второе дыхание этой акции, благодаря которой 500 тысяч россиян приобрели новые автомобили, одновременно поддержав оправляющийся после кризиса отечественный автопром. «Эта мера сработала очень эффективно, мы поддержали наших производителей, а люди смогли на хороших условиях приобрести почти полмиллиона автомобилей», — заявил глава правительства.

Путин считает, что дополнительные полмиллиона машин, обеспечившие в 2010 году стремительный рост российского авторынка на 30% по сравнению с 2009-м, еще не вывели российскую автомобильную промышленность из состояния комы и вливания бюджетных денег необходимо продолжить.

Официальной информации о параметрах новой программы пока нет, но в марте источник в правительстве сообщал «Коммерсанту», что Путин уже распорядился выделить из бюджета 2011 года дополнительные 5 млрд рублей на эти цели. Их хватит для спонсирования покупки 100 тысяч автомобилей. И если поднять статистику Минпромторга, можно с уверенностью сказать, что эта квота будет выбрана задолго до конца года.

На подходе и новая инициатива — программа утилизации грузовиков и автобусов. Ориентировочно она заработает с 1 января 2012 года и будет оперировать уже совершенно другими суммами. Так, по предварительным выкладкам, за сдаваемый в утиль среднетоннажный грузовик владелец будет получать 100 тыс. рублей, крупнотоннажный — 270 тыс. рублей, ну а в случае с автобусом государственный бонус будет составлять 30% от стоимости нового. Относительно списка разрешенных к «обмену с доплатой» моделей пока данных нет, но уже сейчас очевидно, что главными выгодоприобретателями программы будут отечественные автозаводы: КамАЗ, ЗИЛ, «Урал», ЛиАЗ, «Волжанин» и т. п., а также (в гораздо меньшей степени) имеющие сборочные производства в России Volvo, Scania и Isuzu.

Среди возможных объяснений такого резкого разворота правительственного вектора — лобби крупнейших автопроизводителей России, в первую очередь АвтоВАЗа, а также необходимость усиления социальных программ в преддверии президентских выборов 2012 года, отмечает Autonews.