Эксперты аналитического агентства «Автостат» посчитали: в первом квартале текущего года средняя стоимость машин, которые покупали россияне, составила $20 тыс.
Для большинства покупателей автомобиль стал способом вложения денег, считают эксперты «Автостата». Причем, несмотря на проблемы с кредитами, отечественные автолюбители не торопятся покупать дешевые машины. Многие из них по-прежнему стараются купить хороший прошлогодний автомобиль, но по более доступным, чем до кризиса, ценам и активно ищут автосалоны с хорошими скидками. В прошлом году средняя цена на автомобили, которые продавались на российском рынке, составляла почти $23 тыс.
«Кризис привел к резкому сокращению спроса на автомобильном рынке в целом. Однако не настолько, чтобы люди переключились исключительно на доступные машины. Определяющим фактором для успеха на рынке стало “выгодное предложение”, – считает директор “Автостата” Сергей Целиков. И приводит в пример компанию Mazda, которая предпочла не снижать цены, но провела эффективную распродажу Mazda 3. По признанию дилеров, машины с уценкой исчезли со складов почти мгновенно. Volkswagen Tiguan можно было приобрести с уценкой на несколько тысяч евро. Спрос на них также возрос.»
При этом автомобилисты не бросались на что попало. Сбыт Mitsubishi с начала года привязали к курсу доллара. Модельный ряд тут же подорожал почти в два раза, и спрос на машины практически прекратился. Тогда продавцы сделали скидку 10%, желая привлечь клиента. Но это не принесло практически никакого результата. «Достаточно часто автодилеры использовали низкие цены, чтобы просто завлечь к себе клиента. Автомобили есть в рекламных объявлениях, но в наличии дешевого автомобиля нет, а ждать его в лучшем случае полгода. Выяснялось это, лишь когда человек приходил купить машину», – рассказывает Целиков. В других случаях в продаже оказывался автомобиль совершенно «пустой» – без ковриков и даже без брызговиков. В результате автомобилист покупал машину и к ней все самое необходимое, выплачивая почти ту же сумму, что и до скидки.
Особенно предусмотрительными оказались те, кто купил машины известных и популярных в стране марок, которые с годами практически не теряют в цене при перепродаже, и «в случае чего» продадутся в считанные дни. Это Land Rover, VW, BMW, Mercedes, Audi, Mazda, Ford, Toyota.
В этом году средняя стоимость покупаемого россиянами автомобиля составит примерно $19 тыс., прогнозируют эксперты. Рост розничных цен на отечественные машины ожидается в размере 13–15%. Иномарки подорожают на 20–25% (хотя в действительности, сегодня многие новые машины подорожали уже более чем на 30%). При этом аналитики прогнозируют, что суммарная выручка российских дилеров от продажи новых автомобилей в 2009 году сократится до $34–36 млрд. – это почти в два раза ниже прошлогодних показателей ($62,9 млрд).