PwC рассказал о перспективах российского рынка.

На прошедшей сегодня пресс-конференции директор компании PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко рассказал о текущей ситуации на российском рынке, а также о долгосрочных перспективах.

В первом квартале, отметил Литвиненко, результаты рынка были относительно неплохими, продажи в марте сравнялись с результатом аналогичного периода 2013 г. Во втором квартале ситуация существенно изменилась: продажи новых автомобилей в июне 2014 г. сократились на 17%, а по итогам полугодия – на 7%. Эксперт рассказал, что на динамику рынка существенное влияние оказывали ситуация вокруг Крыма и Украины, ослабление курса рубля, повышение цен на автомобили и снижение темпов роста ВВП. Помимо этого, ситуацию осложнят введенные ЕС санкции.

Особенно сильно падение сказывается на сегменте недорогих автомобилей, где изменение цен играет существенную роль. При этом неизменный рост показывают сегменты SUV и премиум. К примеру, в 2014 г. продажи Mercedes-Benz S-класса выросли по итогам полугодия на 389% по сравнению с тем же периодом прошлого года, на 120% увеличилось количество проданных Jeep Grand Cherokee, спрос на Range Rover Sport подрос на 108%.

При этом аналитики из PwC ожидают, что во втором полугодии 2014 г. ситуация на автомобильном рынке России исправится и по итогам года падение рынка составит от -12 до -8 процентов. Сергей Литвиненко рассказал, что, по прогнозам компании, к 2016 - 2017 г. рынок восстановится до уровня 2012 г., после чего продолжится стабильный рост от 3 до 3,5 % в год. К 2025 г. уровень продаж должен достигнуть 3,1 – 3,5 млн. новых автомобилей в год.

Связан рост, в первую очередь, с увеличением локализации производства на территории России и выходом большого количества новых моделей. Литвиненко считает, что локализация производства – это один из ключевых факторов успеха в России. В качестве примера аналитик привел список из 20 самых продаваемых в России иностранных машин. Первые пять строчек рейтинге занимают на 100% локализованные автомобили. Это Kia Rio New, Renault Duster, Volkswagen Polo, Nissan Almera и Renault Logan.

Эксперт рассказал, что на сегодняшний день на 100% нормам ВТО (уровень локализации не менее 60%) соответствуют только два предприятия – это «АвтоВАЗ» и УАЗ. Однако усложнить ситуацию может возвращение производителей к импорту своих автомобилей после окончания договоров о промсборке. Чтобы избежать нового кризиса на российском рынке, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на поддержку производителей машин и компонентов. При этом Литвиненко отметил, что текущие меры господдержки оказываются точечно, и производители о них часто даже не знают. Это негативно сказывается на привлекательности России у иностранных компаний.

Вслед за автопроизводителями в Россию приходят и производители автокомпонентов. Из двадцати крупнейших «автокомпонентщиков» свои предприятия на территории России имеют пятнадцать. Литвиненко отметил, что производители компонентов располагаются, в первую очередь, в непосредственной близости к своим клиентам, но при этом они нацелены на охват большего количества клиентов. Как правило, регионы оказывают поддержку иностранным предприятиям и довольно часто заводы по производству компонентов строятся в соседней с автопроизводителем области. Тут стоит отметить, что наиболее сложные компоненты автомобилей – двигатель, трансмиссия, электрика – локализуюся в последнюю очередь по причине сложности реализации проектов в текущей экономической ситуации.

В качестве оптимального примера ведения автомобильного производственного бизнеса в России Сергей Литвиненко привел «АвтоВАЗ». Несмотря на серьезные меры и временные трудности, глава автогиганта смог серьезно изменить бизнес-процессы и менталитет топ-менеджмента, а также оптимизировать работу предприятия.

«Бу Андерссон – жесткий управленец, но я положительно оцениваю его работу», - завершил свою речь Сергей Литвиненко.