Госдума рассматривает законопроект о дополнительной противоугонной маркировке автомобилей. Авторы законопроекта предлагают метить все машины определенными цифровыми значками специальным не стираемым и несгораемым составом.
Код, который в результате получится, можно прочесть только при помощи специального технического оборудования. Эксплуатацию машин без такой спецмаркировки предлагается запретить с 1 января 2012 года. До этой даты ее нанесение будет добровольным. Маркировать свои авто будут сами хозяева.
Предлагается маркировать все автомобили как российского так и иностранного производства. Наносить маркировку будут специальные фирмы, которые обязаны в 10-ти дневный срок сообщать соответствующим государственным органам о каждой помеченной машине.
Речь идет о системе маркировки «Датадот», которая давно существует и довольно широко распространена. Суть системы в том, что специальный спрей, несущий индивидуальный код, наносится на все детали машины. Такая маркировка считывается с помощью обычной ультрафиолетовой лампы. Стоит противоугонная система от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от сервиса и марки автомобиля, однако, по задумке депутатов, после обязательного введения этой системы она резко подешевеет.
По прогнозам авторов проекта, нововведение позволит увеличить раскрываемость автомобильных краж до 90%.
Однако законодатели не учли как, например, автовладелец продаст свою машину на запчасти. Не прописана и процедура установления хозяина, если обнаружатся противоречия между «Датадот» и VIN-номером: какой маркировкой – заводской или частной должен руководствоваться суд в случае разбирательства, в проекте не прописано.
Эксперты и специалисты рынка раскритиковал проект, справедливо считая, что закон в предложенном виде ущемляет конституционные права автомобилистов. Сегодня каждый решает сам, хочет он оставлять ключи в замке зажигания или будет ночевать в машине, чтобы ее не угнали. Это его собственность, и защищать ее или нет, каждый вправе решить сам. Новым законом, если его примут, государство будет навязывать владельцу, что ему делать со своим имуществом.
Отрицательно отнеслись к идее депутатов и страховщики: если будет введена обязательная противоугонная маркировка транспортных средств за счет владельцев – то получается, что государство свою обязанность по охране частной собственности будет решать за счет автовладельцев.