Агентство «Автостат» провело конференцию для специалистов, посвященную тенденциям и развитию авторынка.

Как отметил Сергей Удалов, заместитель директора агентства, в прошлом году по всему миру было продано более 70 млн. автомобилей, а уже через три года, к 2014-му, этот показатель достигнет, по прогнозу, 90 млн. В текущем году автопроизводители хотят продать более 75 млн. новых машин.

При этом в целом, как заметил Сергей Целиков, гендиректор «Автостата», автопарк распределен по странам и континентам неравномерно. Больше всего — 36% — приходится ныне на Азию, 28% — на Европу, 25% — на Северную Америку, 7% — на Южную и 4% на Австралию и Океанию. А активнее всего рынок машин прирастает в Китае: с 8% в 2007 году до более 21% в 2010-м. Активно развивается и рынок в Индии, на которые сейчас приходится 4,3% всех продаваемых в мире автомобилей. Россия замыкает десятку самых больших автомобильных площадок, хотя еще пять лет назад была на пятом месте — кризис отбросил ее наиболее сильно.

Наиболее важную роль в развитии автомобильного рынка в стране играет доходность населения. Исходя из этого разными оказываются и потребительские приоритеты. Например, в Европе наиболее покупаемым остается VW Golf — далеко не самый дешевый, а скорее самый дорогой автомобиль в классе. В США лидером продаж среди легковых машин уже многие годы остается бизнес-седан Toyota Camry. В Китае — автомобиль С-класса местного производства — BYD F3, который уже заметно обгоняет по продажам седан среднего класса местной сборки — VW Lavida, известный у нас как Passat. В Бразилии самой популярной машинкой также долгие годы остается VW Gol, автомобиль класса В.

Таким образом, как заявляет Сергей Целиков, в Германии, главном рынке Европы, на каждые тысячу жителей приходится в год около 45 машин, в Японии — 40, Бразилии — 14, а в России — 10 шт. (в 2007 — 20 штук!). В Китае, несмотря на то, что это самый большой ныне авторынок мира, на каждые тысячу жителей приходится в среднем около 7 проданных автомобилей в год. Однако, как оригинально заметил Целиков, если бы в Китае уровень автомобилизации и доходы граждан были как в США, то весь имеющийся ныне парк машин на земном шаре был бы в Поднебесной — а это 1 млрд. автомобилей!

Замдиректора «АСМ-холдинга» Александр Ковригин отметил, что Россия — самая не прогнозируемая страна, ее авторынок то непредсказуемо стремительно растут, как до 2008 года, то столь же непредвиденно падает: если в 2010 году весь авторынок в мире сократился на 13%, то наш авторынок упал чуть ли не сильнее всех — на 59%. Соответственно, и строить прогнозы и бизнес на их основе в России — дело не надежное.

При этом Toyota, производя в год около 8 млн. автомобилей, 6 млн. — экспортирует, позволяя Японии зарабатывать на изготовлении машин примерно также, как Россия зарабатывает на нефти и газе. Автомобильная отрасль нашей страны фактически погибла, преобразовавшись в сборочный конвейер для иностранных марок, и потеряв свои технологии и серьезные производства, а вместе с ними и специалистов. Ныне в автопроме, по данным Ковригина, трудится около 1,5 млн. человек — столько же, сколько в охранной сфере. Россияне перестали быть инженерами, производителями, а превратились в перекупщиков и посредников, считает Александр Ковригин. За границу, по данным «АСМ-холдинга», выехало примерно 1,7 млн. специалистов.

Прогнозируя развитие автомобильного рынка в России, специалисты «Автостата», считают, что в ближайшие годы в стране будут расти сектор небольших городских автомобилей класса В. Однако наиболее активно продолжит развиваться сегмент внедорожников, на который в этом году, по мнению Сергей Целикова, придется не менее 25%. При этом доля столь популярных у нас седанов падает в пользу тех же самых SUV и универсалов. А вот среди моторов еще долго будут превалировать бензиновые перед дизельными, на которые в стране приходится не более 5,4%, тогда как в Европе, например, доля дизельных машин достигает почти половины парка.

Зато автоматические коробки, игнорируемые в Старом Свете, у нас за год завоюют почти половину рынка. При этом главными покупателями новых машин остаются москвичи, на которых приходится 25% всех реализуемых в стране машин, и петербуржцы — 7%. В столице самой популярной маркой стала KIA. затем идут Ford и Лада. В Питере — Лада, потом Ford. А в Екатеринбурге, например, Lada, Chevrolet, Toyota, которая в других регионах не столь порпулярна, кроме Приморья, где бренд вместе со своей соделью внедорожника Land Cruiser безоговорочно лидируют.