Резкое падение продаж новых автомобилей усиливает тенденцию к сокращению количества автодилеров.

Пока банкротства дилеров не приобрели еще массового характера, но, по мнению аналитиков рынка, до конца года с «поляны» могут уйти до трети игроков.

В первой группе риска — дилерские компании, которые до кризиса делали ставку исключительно на продажу новых автомобилей, не уделяя достаточно внимания развитию направления after sales (послепродажному обслуживанию машин) и автомобилям с пробегом. Сегодня, когда сбыт новых автомобилей существенно сократился, источники дохода таких дилеров практически исчерпаны. Причем далеко не всегда это объяснялось недальновидностью менеджеров. Зачастую в регионах просто не было достаточной емкости рынка по той или иной марке, а значит, обеспечить должную загрузку сервисных станций удавалось не всегда.

Вторая группа риска — те, кто бездумно пользовался заемными средствами. Бурное развитие сетей, региональные программы обеспечивались в последние годы преимущественно за счет привлеченных средств, а возможность погасить кредиты в нынешних условиях имеют далеко не все представители сектора.

Наконец, очень далеки от выживания дилеры, специализирующиеся на автомобилях среднего ценового сегмента. Именно в нем продажи упали ощутимее всего (до 62% по отдельным маркам, согласно статистике за пять месяцев). Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что владельцы бюджетных автомобилей менее лояльны к программам дилерского обслуживания: сокращая личные траты, они обращаются не на авторизованные СТОА, а к серым дилерам, или вовсе, по старинке, к «дяде Васе».

По данным РосБизнесКонсалтинга, в сложной ситуации оказались компании «Машинный двор» и «Верра Моторс» из Перми, которые оказались близки к банкротству. Уже признана банкротом автодилерская компания ООО «Авто-Сити». В Санкт-Петербурге в апреле 2009 г. дилеру «Фаст Мотор СПб» был предъявлен иск о банкротстве. В Башкирии процедуру банкротства инициировали три автомобильные компании. В феврале и начале марта Арбитражный суд республики ввел процедуру банкротства в отношении дилера ГАЗа – ООО «Аквилон», дилера KIA – компании «Демо-Моторс», а также ООО «Пеликан». Кроме того, есть вероятность банкротства ООО «АК Моторс», представляющего в Уфе интересы Volkswagen

В Москве, помимо «Инком-Авто», большие трудности испытывает другой крупный игрок — «Элекс-Полюс», который лишился дилерских контрактов KIA и УАЗа, и также стал активно сокращать торговые площади.

До кризиса рынок авторетейла был сильно фрагментированным, крупных компаний было мало, а средняя сеть автосалонов состояла из двух-трех объектов, объясняют ситуацию аналитики. Региональный автобизнес большей частью был непрозрачен, и кредиты брались продавцами под довольно высокие проценты. Не обладая сбалансированным марочным портфелем, компании оказались в критической ситуации в момент резкого спада продаж.

В группе риска небольшие региональные компании с высокой долговой нагрузкой, считает аналитик РБК Анна Синявская. Если же говорить о специализации, то критическая ситуация будет у монодилерских компаний в случае падения продаж той марки, которой они торгуют. В эту группу попадают премиальные марки, продажи которых сокращаются, считает Синявская.

Есть и такое мнение: «АвтоВАЗ» намеренно разорвал соглашения со своими крупнейшими дилерами (Инком-Лада и Элекс-Полюс), чтобы создать собственную дилерскую сеть.