…и не смог объяснить «Автомобилям», чем будут загружать тольяттинский конвейер в этом году.

В прошлом году несколько моделей, собираемых на тольяттинском конвейере АвтоВАЗа, а точнее, на линии В0, резко потеряли в популярности. В частности, Renault Logan упал на 29%, Lada Largus– на 25%, Nissan Almera – на 43%. Падение, но незначительное, и у Renault Sandero. Отчасти спад удалось компенсировать постановкой на ту же ветку соплатформенной модели Lada XRAY. Однако при этом с 15 февраля по 15 августа линия (вместе со всем заводом) работала по 4-дневному графику, и перешла на полную неделю с 9 октября и проработала так до конца года, в то время как остальные заводские мощности сохранили прежний сокращенный график.

Между тем, ослабление спроса на перечисленные машины сохраняется, и «Автомобили», воспользовавшись случаем, задали президенту АвтоВАЗа Николя Мору вопрос о дозагрузке этой ветки. Вопрос был задан на отчётной пресс-конференции, где основным докладчиком был Ян Птачек - исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа.

«Как вы знаете, мы модифицировали Largus – начали ставить на него вазовские двигатели. Этот мотор, по нашему мнению, позволит значительно увеличить продажи. Кроме того, мы будем и дальше увеличивать долю выпуска XRAY. Что же касается моделей Renault, то пусть об этом лучше расскажут наши коллеги по альянсу, которые также работают над улучшением своих машин. Исходя из этого, могу сказать, что не вижу никаких проблем с загрузкой линии В0».

Что касается модели Vesta, то Ян Птачек не признал факт невыполнения производственного плана, хотя накануне прошлого года спикеры российского автогиганта утверждали (или, по крайней мере, не отрицали), что план составляет 60 000 автомобилей. Однако дилерам в 2016 году было отгружено только 55 000 машин. «Вы можете мне не верить, - заявил г-н Птачек, - но мы даже перевыполнили план». Кроме того, вице-президент считает, что запуск Vesta не повлиял на продажи Granta, хотя ежемесячная детализация отгрузок говорит как раз об обратном.

02.jpg

Фото: Ян Птачек, исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа

В 2017 году Vesta будет усилена двумя исполнениями в кузове «универсал» – SW и SW Cross (с обвесом по нижнему контуру и увеличенным дорожным просветом). Кроме того, модель показала высокий потенциал по корпоративным продажам, хотя 2016 год стал лишь первым полным годом её жизни – 3000 экземпляров Vesta, проданные юридическим лицам, нельзя считать провалом. Наоборот, детализация подтверждает слова «вазовских» спикеров о том, что большая часть этих машин была продана во втором полугодии - после того, как представители корпоративных клиентов убедились в адекватном качестве модели. Если в начале года юрлица покупали менее 100 машин в месяц, то весь последний квартал – более 400 в месяц.

На вопрос, возможно ли проектирование на платформе Vesta новой модели, г-н Птачек не ответил, зато подтвердил, что в ближайшие год-два Lada Priora сохранит своё место на конвейере, что вполне объяснимо: её собирают на так называемой «третьей», самой слабо загруженной, нитке конвейера. Не согласился г-н Птачек и с мнением, что Lada XRAY, несмотря на все свои отличия от классической «Нивы», отбирает у неё покупателей. Здесь у г-на Птачека, похоже, аргумент железный: хотя Lada 4х4 действительно начала падать почти одновременно с выводом на рынок Lada XRAY, но в этом году сборку короткобазной «Нивы» переносили из отдельного корпуса как раз на «третью нитку».

Между тем, всё дальше и дальше откладывается выпуск АвтоВАЗом компактного кроссовера, который, напомним, изначально стоял в производственном плане как раз на 2017 год. И если г-н Птачек пока дипломатично не говорит ничего конкретного о сроках запуска этой модели, то Александр Бредихин, отвечающий за маркетинг, разумно задаётся вопросом: «А зачем нам вообще С-класс, причем не важно, в виде компактного кроссовера или в виде легковой модели?». И далее поясняет, что заводу, задумай он выйти на рынок с такой машиной, придётся потратить средства не только на разработку и постановку модели на конвейер, но и на то, чтобы убедить покупателя в ее высоких конкурентных преимуществах. И остроты в таких дополнительных расходах совершенно точно нет.

Рассуждая о перспективах платформы Lada Vesta, г-н Бредихин высказал мнение, что она ещё «имеет некий задел по соответствию потребительским ожиданиям», а также, что «в некоторых пределах эту платформу можно увеличивать», а значит перейти от модели размерного класса В+, то есть от Vesta, к более крупной машине. Однако стратегически АвтоВАЗу нужно развивать те направления, которые гарантированно дадут прибыль, проще говоря, развиваться в субкомпактах. Кстати, г-н Бредихин подтверждает, что вскоре после запуска новых версий Vesta в кузове «универсал», на рынке появится и Vesta Cross в кузове «седан».