Белорусский автобизнес в ступоре, автолюбители — в панике.
Таковы плоды вступления страны в таможенный союз с Казахстаном и Россией, пишет белорусская пресса. Отдельные фирмы уже подсчитывают убытки. А через три месяца негативные последствия начнут ощущать и тысячи белорусов, мечтавших приобрести недорогую, но качественную иномарку, поднимают волну недовольства белорусские СМИ. Поскольку новые таможенные ставки и правила для всех трех государств начнут действовать с 1 июля. Первыми под жернова таможенного союза уже попали юридические лица, торгующие в основном новыми автомобилями. С 1 января 2010 года растаможка для юрлиц увеличилась в несколько раз.
Как следствие существенно сократились и продажи. Mazda, завезенная уже по новым пошлинам, подорожала в среднем на 10 - 17%. Но конкуренции с физическими лицами, которые пока пользуются льготной растаможкой, дилеры все равно не выдерживают. Частники пригоняют в три раза больше машин. И хотя с 1 июля ставки таможенных пошлин для физлиц уровняют со ставками для юрлиц, нововведение вряд ли спасет автодилеров. Некоторые эксперты даже убеждены, что местные продавцы не выдержат конкуренции и будут вынуждены покинуть авторынок Белоруссии.
Недолгим будет праздник и на улице перегонщиков-одиночек, торгующих подержанными машинами. Ныне физические лица активно скупают машины в Литве и Германии. За последний месяц только через два пункта пропуска на литовско-белорусской границе было ввезено столько же автомобилей, сколько импортировал самый крупный автохолдинг «Атлант-М» за три года. Некоторые «физики» приобрели по четыре авто, оформив их на родственников и знакомых, и рассчитывая выгодно продать россиянам после 1 июля. Однако эти надежды могут не оправдаться. Россия вправе оставить существующие заградительные барьеры на авто из Белоруссии.
Тогда эти машины окажутся на внутреннем авторынке, и реализация их может растянуться, как минимум, на два года. А затем и место перегонщиков, скорее всего, займут российские импортеры, которые имеют больший объем закупок, а значит возможности для снижения цен, прорицают эксперты. Однако для среднестатистического белоруса приличная иномарка и от российского дилера будет не по карману.
Сегодня ввоз в Белоруссию семилетней Audi A6 с двигателем объемом 3,0 л обойдется в €1 800. После повышения пошлин та же Audi будет растаможиваться за €12 000. Прошлым летом этот автомобиль стоил в Беларуси около $11 000. Сегодня — уже около $14 000. В России же авто и вовсе продается за $18 000, $19 000, а то и $20 000. В 2009 году в Беларусь было ввезено около 170 000 автомобилей. Примерно 10% из них предназначалось для экспорта в Россию. В январе 2010 году физическими лицами, по данным белорусских властей, ввезено на 7,3% больше, чем годом раньше, — 7 067 единиц. Эксперты полагают, что в этом году для вывоза в Россию предназначено уже не менее трети от этого объема. В Минске можно видеть целые дворы, превращенные в стоянки для ввезенных иномарок. Скорее всего, до июля импорт таких машин может возрасти еще больше. На этом сходятся многие участники рынка.
Не стоит рассчитывать белоруссам и на собираемые в России автомобили. Во-первых, цена на тот же Volkswagen российской сборки почти такая же, как на автомобиль, привезенный из Германии. Во-вторых, согласно договору о Таможенном союзе, даже с территории стран-участниц беспошлинно могут завозиться лишь автомобили, в которых доля местных комплектующих составляет не менее 50%. А таковых сборочных производств в России немного. Они не могут насытить даже российский рынок.
В России в 2009 году было продано почти 1 миллион новых автомобилей, а в Беларусии — всего 17 000, или в 58 раз меньше. При этом численность населения в Белорусии в 14 раз меньше, чем в Российской Федерации. И не потому, что в России выше зарплаты – просто российское правительство предлагает покупателям автомобилей ряд поощрительных мер в виде приема в зачет старых машин, льготных кредитов. В Беларуси же, наоборот, автокредитование носит дискриминационный характер.
Если бы не кризис и не создание Таможенного союза, то в течение двух-трех лет Беларусия спокойно достигла уровня реализации 50 000–60 000. новых автомобилей в год, говорят эксперты. Но после того, как был введен запрет на выдачу валютных кредитов, люди перестали покупать машины в кредит вообще. Ведь при рублевой ставке в 26% годовых за 5 лет пользования кредитом придется выплатить стоимость двух машин.
Среднестатистический белорус может купить автомобиль стоимостью около $5 000. До 1 июля такая возможность еще есть. Но после только за растаможку придется платить около €4 500. Получается, белорусов принудят пересесть с качественных немецких, американских и японских автомобилей на российские Lada и «Волги». Сейчас Lada занимает 6% белорусского авторынка. В основном продукцию российского автопрома приобретают госструктуры. Но после передела белорусского рынка количество этих машин на дорогах страны может вырасти в несколько раз, чего, собственно, и добиваются российские власти, полагают белоруские эксперты.