Исчезновение с лета 2010 года таможенных границ между Россией, Белоруссией и Казахстаном позволит автоперегонщикам неплохо жить.

Как известно, единый для участников Таможенного союза — России, Белоруссии и Казахстана — таможенный тариф должен вступить в силу 1 января 2010 г. Тариф унифицирует пошлины для всех юридических лиц, но не затронет пошлины для «физиков»: они должны быть унифицированы отдельным соглашением до 1 июля 2010 г. С этой же даты исчезнут таможенные границы между странами союза. И судя, по последним заявлениям президента России Дмитрия Медведева на встрече с белорусскими журналистами, этот процесс произойдет.

В таком случае с января и по июнь следующего года граждане Белоруссии смогут ввезти несколько сотен тысяч иномарок, чтобы после отмены границ переправить их в Россию. О чем и заявил на конференции «Автомобильный бизнес» газеты «Ведомости» Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию «Атлант-М», одного из крупнейших дилеров России и Белоруссии. Официальные дилеры в Белоруссии с нового года окажутся в невыгодных условиях: пошлина на новые машины для них повысится до уровня российской (30% стоимости автомобиля, но не менее 1,45 евро за 1 куб. см), тогда как сейчас она составляет 0,6-0,7 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя.

Что касается физических лиц, то пошлины в Белоруссии останутся для них в разы ниже, чем в России, и чем старше автомобиль, тем больше будет разница. Например, растаможка 5-7-летних автомобилей премиум-класса в Белоруссии сейчас в 10—12 раз выгоднее, чем в России. (Для автомобилей 5-7 лет с двигателем 2,5-3 л пошлина в России — 5,8 евро за 1 куб. см, а в Белоруссии — 0,6 евро.) При этом «перегонный» бизнес в Белоруссии по-прежнему широко распространен: из ввезенных в страну 200 000 машин за год, на юридические лица приходится 40%.

Таким образом, через Белоруссию в Россию может попасть объем автомобилей, достаточный для того, чтобы сделать российских дилеров неконкурентоспособными как минимум год, считают аналитики рынка. С новыми машинами российской сборки — Toyota Camry и Volkswagen Passat (около 900 000 руб.) — будут соперничать по цене «белорусские» 2-3-летние Audi A6, Mercedes E-класса, которые на «вторичке» в России стоят 1,6 млн. руб., т. е. почти на 50% дороже. А любая 3-6-летняя иномарка средней ценовой категории из Белоруссии будет дешевле новых Lada.

Единственный способ избежать массового ввоза в Россию машин из Белоруссии — добиться на правительственном уровне одновременной унификации пошлин на автомобили для физических и юридических лиц, считают автобизнесмены из России.

В Минэкономразвии подтверждают: все соглашения о размере ставок должны быть разработаны до введения в действие Таможенного кодекса 1 июля 2010 года. Таможенная граница России с Белоруссией и Казахстаном до этого времени сохраняется, а значит, ввезти и зарегистрировать белорусскую машину без уплаты пошлины на российской границе в первом полугодии будет невозможно, поэтому никакого замещения отечественных автомобилей подержанными белорусскими иномарками не произойдет, успокаивают министерские чиновники.

Пресс-секретарь премьер-министра Белоруссии Александр Тимошенко, со своей стороны, привел слова председателя Государственного таможенного комитета Александра Шпилевского: пошлины для физлиц в Таможенном союзе будут согласованы до 1 июля 2010 г. отдельным соглашением, но это не означает, что тарифы будут обязательно повышены, а не понижены.

Некоторые эксперты считают, что волнения вокруг возможной экспансии белорусских автоперегонщиков надуманны. Речь не может идти о серьезных объемах. В Европе нет столько подержанных иномарок, чтобы оказать ощутимое влияние на российский рынок, а во-вторых, Белоруссия не настолько богатая страна, чтобы ее перегонщики могли скупить серьезное количество автомобилей на Западе. Эта экспансия, скорее всего, может стать только локальным региональным эпизодом, по аналогии с праворульными японскими авто на Дальнем Востоке, полагают такие эксперты. Однако в «бой» могут вступить, как посредники или серые кардиналы белорусским товарищам, российские представители автомобильного серого и даже криминального бизнеса.

Но белорусские серые дилеры оптимизма чиновников не разделяют. «Мы ввезем в первом полугодии в Белоруссию автомобилей с запасом, как только появится информация о повышении в стране таможенных пошлин для физлиц, а потом продадим их либо у себя, в Белоруссии, где цены поднимутся вслед за пошлинами, либо, что еще выгоднее, в России», — говорит директор одной из белорусских компаний, занимающихся перегонкой автомобилей и проводящей их таможенное оформление на физических лиц (его слова приводит газета «Ведомости»). По словам собеседника «Ведомостей», сейчас пошлина на ввоз в Россию машины от трех до пяти лет с двигателем 2 л и ценой 10 000 евро составляет 5400 евро, а в Белоруссии — 800 евро. Сейчас в России пошлины на ввоз подержанных автомобилей составляют 60–80% от их стоимости, поэтому импорт «секонда» минимален. Но что будет после изменения ставок пошлин?

ДЛЯ СПРАВКИ: Необходимость введения единого таможенного пространства на территории бывшего СССР обсуждается более 10 лет, но сделать этого не удавалось из-за политических разногласий и неодинакового экономического развития стран – ВВП России в 34 раза превышает ВВП Белоруссии.

Очередные подвижки к интеграции начались летом 2009 года и были увязаны с перспективой вступления во Всемирную торговую организацию — премьер-министр Владимир Путин заявил тогда, что Россия планирует вступить в ВТО в альянсе с Белоруссией и Казахстаном. Это намерение вызвало недоумение в руководстве ВТО – в истории организации не было случая, когда в нее входили не отдельные страны, а целая группа государств. В итоге переговоров с ВТО было решено, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в нее отдельно, но на согласованных позициях. В дальнейшем полномочия планируется передать Единому таможенному союзу.