PricewaterhouseCoopers выпустил очередной отчет по автоотрасли. На страны БРИК в этом году придется 25% производства всех автомобилей в мире
БРИК – это развивающиеся страны Бразилия, Россия, Индия и Китай. Согласно последним данным обзора отрасли, подготовленного Автомобильным институтом PricewaterhouseCoopers (PWC), в 2001 году на долю БРИК приходилось всего 5,1 млн. автомобилей или 9% общего объема производства. В этом — их доля составит 13,8 млн. или 25%. При этом в сборке легковых автомобилей доминируют Россия, Турция и Украина, на долю которых приходится почти 90% объема производства в регионе. Однако, в сравнении с 2008 годом, эксперты PWC полагают, что общий результат по объемам продаж для этих стран в 2009 году не превысит 1,3 млн. машин.
В России продажи новых автомобилей с начала года сократились примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Специалисты PWC выделяют три основных фактора, которые оказывали наиболее существенное влияние на этот рынок в первые месяцы 2009 года: девальвация рубля, ужесточение банковской кредитной политики, а также снижение покупательской уверенности в связи с высоким уровнем экономической неопределенности и страхом потерять работу.
В Китае 2008 году объемы продаж китайских легковых автомобилей тоже снизились — до 6,5%. Это был бы отличный показатель для любой другой страны, отмечают эксперты, но он - самый низкий показатель в Китае за последние 10 лет.
В Индии объем продаж легковых автомобилей вырос на 4,4% в 2008 году, так как именно в четвертом квартале проявились все достижения первой половины года. На долю Бразилии приходится 75% от общего объема продаж легковых автомобилей в Южной Америке в 2009 году, тут по-прежнему действует принцип: куда Бразилия, туда и вся Южная Америка.
В наиболее развитых автомобильных центрах эксперты PWC ожидают резкий спад объемов производства и длительное его восстановление до прежнего уровня. Аналитики связывают это с тем, что покупатели коренным образом пересмотрят уровень задолженности, который они готовы принять на себя, а также увеличение цикла замены автомобилей и сокращение числа машин в семье, особенно в США.
Если темпы сбыта автомобилей в США стабилизируются, то североамериканскому рынку удастся избежать минимального показателя в 9 миллионов, которая, как отметил представитель Chrysler в своем обращении к Конгрессу США, будет означать, что отрасль не сможет продолжать свою деятельность «при существующей структуре». Американский прогноз продаж на 2009 год аналитиков PWC в размере 10,1 млн. автомобилей, который означает производство легковых автомобилей в Северной Америке на уровне 8,7 миллионов в год, будет самым низким с 1982 года.
Эксперты также напоминают: мировое производство легковых автомобилей в настоящее время снизилось до 54,9 млн. единиц, и что это самый низкий показатель с 2001 года.
Стенли Рут, партнер PricewaterhouseCoopers, считает, что «мировой финансовый кризис и его воздействие на российский автомобильный рынок оказались неожиданными и разрушительными, начиная с августа 2008 года. Все игроки рынка были вынуждены в срочном порядке пересматривать свои планы. В настоящее время компании сокращают объем производства и замедляют продажи, чтобы ликвидировать существующие запасы в дилерских центрах. Когда производство возобновится, оно будет ориентировано на новые, сниженные уровни спроса, хотя сегодня все еще очень трудно предугадать, какими именно они окажутся».
Владимир Салмин