Спасет ли «Теслу» завод в Китае?
О намерении построить предприятие в Поднебесной Илон Маск, создатель и идейный вдохновитель Tesla, говорил давно, и в июле даже сообщил, будто вовсю идут переговоры с властями Шанхая. На днях поступило новое заявление: работа с муниципалитетом Шанхая перешла в продуктивное русло и до конца года планы должны полностью сформироваться.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Как мы знаем, Маск ревностно оберегает свою «электрическую» интеллектуальную собственность, но если он построит в КНР предприятие, которым по нынешней практике будет владеть в равных долях с одним из местных производителей, то это будет означать, что в короткий срок выпускаемые там автомобили будут скопированы, патенты будут обойдены и местный рынок наполнят «китайские Теслы». Строить же заводы, полностью принадлежащие зарубежным компаниям в Китае пока нельзя, однако, как летом сообщала правительственная China Daily, это правило может быть пересмотрено.
Китай не был бы Китаем, если в готовящемся решении не было бы двойного дна. Дело в том, что «собственную» стройку могут разрешить только в «особых экономических зонах». По сообщению Reuters, автомобиль, собранный на таком заводе и проданный на внутреннем рынке, будет точно так же облагаться 25-процентным налогом, как и импортированный автомобиль. (К слову, есть компании, импортирующие машины в КНР, к примеру, это Lexus и Subaru.) Именно по этой причине зарубежные компании планируют экспортировать машины, собранные на этих площадках. Таким образом, Китай получит новые рабочие места и дополнительные налоговые отчисления, а зарубежные фирмы – дешевые машины для других рынков.
Именно в такой зоне около Шанхая Илону Маску и предлагают построить завод. Tesla пока не планируют освободить от налога, но, по мнению экспертов Reuters, это позволит Маску снизить издержки: дешевле выпускать машины в Китае для внутреннего рынка, чем завозить их. На каких условиях будет построен завод, пока не ясно (вполне возможно, эту информацию так и не раскроют), однако новое предприятие нужно «Тесле» как воздух: рынок Китая, по сути, единственное, что может спасти автомобильный бизнес Маска. И это уже не мнение одного эксперта, такова, можно сказать, суровая реальность. Нет сомнений, что китайцы, понимая всю остроту вопроса, не преминут воспользоваться ситуацией и извлечь для себя максимальные выгоды.
Напомним, что завод Tesla во Фримонте (Калифорния) пока здорово лихорадит: менеджменту пока не удается вывести его на запланированные объемы производства Model 3. Кроме того, не понятно, что делать с заводом по выпуску высоковольтных батарей в Неваде – не возить же их из США в Китай. А ведь этот завод рассчитан на производство 500 тыс. батарей в год для электромобилей. К слову, локализация батарей – один из козырей, который могут разыграть китайцы, формируя условия на постройку местного завода Tesla. Этот «интеллектуальный» камень преткновения очень важен: пока Маск делает лучшие в мире ячейки по удельной емкости, и первым может достичь себестоимости в $100 за 1 кВт-ч. Напомним, что достижение себестоимости высоковольтных АКБ в $60-70 долларов позволит опустить цены на электромобили до цен автомобилей с ДВС.
Между тем, Илон Маск уже открыл в КНР 30 собственных магазинов и 115 фирменных высоковольтных зарядных станций.