Качество российской автодорожной инфраструктуры одно из худших в мире, свидетельствуют данные Всемирного банка.

Состояние инфраструктуры автотрасс России — страны с уровнем доходов выше среднего — оценивается экспертами Всемирного банка на самом низком уровне: по качеству дорог Россия находится на 111 месте в мировом рейтинге — почти в самом конце. Ниже расположились только Киргизия, Болгария, Украина, Польша и Румыния. Отечественные дороги уступают по качеству казахстанским и азербайджанским, а от лидеров рейтинга – Франции, Германии и Финляндии – Россия отстает практически в три раза.

Согласно данным «Автодора», в России 28 500 км трасс не соответствуют минимальным требованиям плавности дорожного покрытия, 35 100 км — минимальным требованиям по количеству дефектов. Примечательно, что качество дорог, несмотря на очевидность проблемы, только ухудшается.

Вопрос заключается в недостаточном инвестировании в содержание и ремонт автодорожной инфраструктуры, считают исследователи. «Необходимо больше тратить на содержание дорог, потому что это самый эффективный способ поддержания качества инфраструктуры, — говорит экономист Всемирного банка Карлис Смитс. — Однако тратить эти средства надо разумно, потому что в России много денег расходуется неэффективно». Сколько денег нужно вкладывать в дорожное полотно, в документе не уточняется.

По данным члена комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Константина Бесчетнова, в бюджете на строительство дорог в 2010 году заложено 274 млрд. рублей. При этом от 10 до 50% в этой сумме уходит на откаты. С коррупцией бороться эксперты банка предлагают с помощью налаживания эффективной политики в системе госзакупок. «Надо совершенствовать процедуру закупок, чтобы было соревнование. Если мы посмотрим на все контракты, то там один-два участника в конкурсе, а сама структура контрактов кратковременная», — комментирует господин Смитс.

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, считает, что из-за отсутствия средств списывают сами дороги, «и идет не рост протяженности, а падение». За этот год в России запланировано отремонтировать 11 000 км дорог, в восемь раз меньше, чем необходимо. Если же сроки ремонта затягиваются, то восстановление дорог из-за необратимых разрушений дорожает в несколько раз.

В Европе на ремонт и содержание ежегодно выделяется от €8 000 на километр дороги до €16 000, а в России меньше €2 000, говорит Скворцов. При этом строительство дорог в России в несколько раз дороже, чем в других странах. Согласно данным Минтранса, километр трассы в нашей стране стоит от $1,8 млн. до $700 млн. (расчетная цена строительства Четвертого кольца в Москве), в США — от $1 млн. до $267 млн. Глава Счетной палаты Сергей Степашин в июне этого года признался, что дороги в России стоят в 7 раз дороже, чем в Китае, в том числе по причине крупных откатов.

Между тем российские власти недооценивают необходимость создания современной качественной автодорожной инфраструктуры. «В кризис все страны увеличили объем финансирования дорог – это одна из антикризисных мер и средство для увеличения внутреннего спроса, – заявляет Олег Скворцов. – Россия же единственная страна, которая финансирование, наоборот, сократила». В мае этого года чиновники заявили о воссоздании дорожного фонда, в котором будет аккумулировано до 475 млрд. рублей в год на содержание и ремонт дорог. Президент Дмитрий Медведев заявил, что вопрос о возрождении фонда остается открытым. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», оценили инициативу правительства в позитивном ключе, однако подчеркнули, что этих мер для создания качественной и современной автодорожной инфраструктуры будет недостаточно.