К такому выводу пришел Всемирный банк, предлагая резко повысить поборы с автомобилистов.

Всемирный банк опубликовал доклад, посвященный состоянию дорожной отрасли в нашей стране, и выявил причины, по которым дороги в России уступают зарубежным. Главная из них — недостаток средств, выделяемых из государственного бюджета. В докладе приводятся такие данные: если в 2000 году госрасходы на дорожное хозяйство составляли 2,8% от ВВП, то в 2009 — всего 1,5%. Китая например последние 20 лет ежегодно выделяет на дорожную отрасль 3,5% ВВП, что позволило стране значительно повысить качество и увеличить размеры дорожной сети и таким образом содействовать последовавшим экономическим успехам.

Из 50 тыс. км автодорог федерального значения оценку «хорошо» или «удовлетворительно» в России можно поставить менее чем одной трети, а остальные заслуживают оценки «плохо», считают во Всемирном банке. При этом дороги областного и муниципального подчинения, финансирование которых зачастую производится по остаточному принципу, экспертами ВБ вообще не учитывались.

Эксперты также чрезмерно удивлены текущей стоимостью капитального ремонта дорожного покрытия в нашей стране. Официальный уровень затрат на работы по содержанию автомобильных дорог в России колеблется от 27 тыс. до 55 тыс. долл. в перерасчете на 1 км дорог. Эти расценки представляются чрезвычайно высокими. В Финляндии, где климатические условия сходны с российскими, стоимость аналогичных работ составляет чуть больше 9 тыс. долларов.

Борьба с коррупцией, разумеется, является универсальным рецептом удешевления строительства и содержания автодорог, но далеко не единственным. ВБ советует российскому правительству активнее использовать содержимое кошельков автовладельцев. Эксперты недоумевают, почему в России настолько низкие ставки акцизов на автомобильное топливо, и предлагают их «продуманное повышение». «Во всем мире налоги на горюче-смазочные материалы являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе», — подчеркивается в докладе.

В этой связи напомним, что с 1 января 2011 года в нашей стране ввели акциз на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла в размере 1 руб./л, который привел к резкому скачку розничных цен на горючее. В 2012 и 2013 годах акцизная ставка будет подниматься еще на 1 рубль за литр.

ВБ предлагает также повысить тарифы на выдачу государственных номерных знаков и регистрацию транспортных средств. Завершающим «штрихом» может стать строительство платных дорог, которых в России, по мнению ВБ, пока явно недостаточно.