17 октября в нашей стране стартует показ фильма лауреата премии «Оскар», режиссера Рона Ховарда, «Гонка» (Rush).
На экране - 70-е годы XX века. Их называют золотым временем «Формулы-1». Но фильм освещает едва ли не самое драматическое и поворотное событие в истории королевских гонок, когда в 1976 году пришедший в гонки австриец Ники Лауда повел борьбу не только за первенство в чемпионате, но и за безопасность самих соревнований, новое отношение к гонкам и участвующим в них спортсменам. До него было принято, что гонки "Формулы-1" - это смертельное шоу, в котором участвуют безбашенные, безрассудные гонщики, готовые идти на смерть ради зрителей. Этакие "гладиаторские бои", "кровавый спорт загнивающего империализма", где все выставлено на потребу толпы и во имя больших денег боссов, как говорили и писали тогда про "Формулу-1" в СССР. И потому гонщики должны на трассе гоняться, а в быту - пить виски и любить женщин, вести плейбоевский образ жизни, скандалить и устраивать оргии. Именно такой тип гонщика представлен в фильме в образе реально существовавшего британского пилота "Формулы-1" Джеймса Ханта.
Но появляется расчетливый и образованный, технически грамотный, умный, и не менее напористый, настырный даже, Ники Лауда - другой тип гонщика (кстати, в фильме он выглядит очень правдиво и похоже, гораздо более похожим, чем Хант). И между двумя соперниками завязывается смертельная схватка, дуэль - кто правильнее. Джеймса любит публика, толпа, журналисты. Ники - ненавидят все, включая членов его команды и механиков. Ненавидят за въедливость и правильность, расчетливость и осторожность. В гонках у него появилось прозвище "Крыса".

Фильм буквально сосредоточен на соперничестве двух гениев автоспорта и не "отвлекается" на сопутствующие, хоть и важные для истории и понимания, частности и политику, не разбирает подоплеку и драматургию королевских гонок и двух соперников. В этом он, на мой взгляд, значительно проигрывает тому, что можно было бы снять и рассказать. Но это чистый голливудский экшн, жанр выбран. Фильм однако точно и мощно показывает главный эпизод взаимоотношения гонщиков между собой и поворота в истории гонок "Формулы-1" - когда Ники Лауда горел в машине, четыре дня был на грани смерти и за шесть недель (!) после этого вышел снова на трассу и финишировал четвертым!
А потом он еще дважды был чемпионом мира, и после него в гонках стали происходить крутые перемены, направленные на уважение к гонщикам, к их безопасности, боссы "Формулы" стали вкладываться в переобустройство и оснащение трасс, вводить новые элементы безопасности и защиты, менять регламент. Следующим гениальным, расчетливым и педантичным гонщиком, последователем Лауды, стал Ален Прост, который появился в гонках десять лет спустя и получил уже уважительное прозвище коллег и журналистов - Профессор. Но это было уже много позже времени, описываемого в фильме.
В 1986 году я был первым советским журналистом, который взял интервью у Ники Лауды (в тот год он впервые больше не участвовал в соревнованиях, уйдя из гонки) и рассказал советским читателям на страницах главной газеты того времени "Известиях" всю правду о "Формуле-1", ее небывалых достижениях и драматизме, накале страстей и высоком мужестве пилотов, высочайшем техническом прогрессе и организации соревнования, "конюшнях" и работе команд. Материал получился сенсационный и буквально взорвал сознание многих поклонников автоспорта, перевернул представление об инженерии и теории автомобиля в ученых головах того времени, потому что то, что происходило на трассах, было тогда нам неведомо, нереально, и оказалось совсем не кровавыми гонками и боями гладиаторов, как это подавалось. Я получал мешки писем от "знающих" людей, ученых, которые клеймили меня и уважаемую газету за дилетантство, за то, в частности, что коэффициент сцепления не может быть больше единицы, а октановое число больше ста. Что гонщики не могут терять сознание во время старта и цветовое зрение на поворотах от перегрузок. Что первая передача не может служить только 30 секунд, а автомобиль останавливаться со скорости 200 км/ч на считанных метрах. Но все это на самом деле было и это была правда о машинах и людях "Формулы-1".
Лауда в интервью сказал мне тогда, что жалеет теперь о том, что вышел в решающий момент из соревнования на последнем этапе гонки в Японии, где решалось его чемпионство, что сейчас он бы так не поступил, но теперь ему все равно и он доволен, что стал только трехкратным чемпионом гонок "Формулы-1". Зато главное дело его спортивной жизни - безопасность гонок и пилотов, он совершил.
Рассказывая, что такое пилот "Формулы-1", про куриное яйцо между педалью автомобиля и ногой гонщика, про "проценты отчаяния", он спросил меня: "А чем, кстати, вы водите машину?". Стараясь ему угодить, я сказал - головой. А он ответил: "А я - задницей". И пояснил, как и почему эта часть тела лучше всего чувствует и понимает автомобиль. Но реально легендарный пилот Ники Лауда привнес в "королевские гонки" все-таки голову и противопоставил безрассудству расчет и точность, холодное мастерство, которому следовали вслед за Аленом Простом Михаэль Шумахер и другие современные пилоты. "Мистер "Здравый Смысл" называлось то интервью. Это про Лауду. Как и фильм, который я советую вам все же посмотреть, если вы совсем не равнодушны к автогонкам и их истории. Кстати, Rush - "порыв", "устремление", а не "Гонка", что в приложении к фильму вернее.
В ролях: Крис Хемсворт, Дэниэль Брюль, Оливия Уайлд, Натали Дормер. Спонсор показа - "Двадцатый век Фокс СНГ".