Программу стимулирования покупок старой «Нивы» военными предложили «Единая Россия» вкупе с «АвтоВАЗом» и «Ростехнологиями», a Минобороны идею одобрило.

Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков подтвердил, что такой проект обсуждается и более того — уже находится на согласовании в правительстве.

По сути, «АвтоВАЗ» и Минобороны предлагают кадровым офицерам покупать автомобили в кредит по фирменной программе кредитования «Лада-финанс», основанной на программе льготного кредитования (минимальный взнос — 15%, срок — 3-5 лет, государство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования). Новшество в том, что, хотя первоначальный взнос офицер платит самостоятельно, Минобороны компенсирует ему расходы. Для этого офицеру необходимо будет предоставить в Минобороны кредитный договор и квитанцию об оплате первоначального взноса.

«АвтоВАЗ» планирует продавать таким образом офицерам до 30 000 машин в год, и программа будет распространяться на единственную модель — Lada 4 × 4 (бывшая «Нива»). Почему именно Lada 4×4, на заводе не объясняют. Да и сами параметры программы еще не утверждены, предупреждает Буренков, возможны изменения по условиям кредитования, модельному ряду, числу машин. Важна лишь идея.

По данным сайта «АвтоВАЗа», трехдверная версия Lada 4×4 стоит 256 382 руб., пятидверная — 294 250 руб. То есть при покупке пятидверной версии размер первоначального взноса составит 44 138 руб., а при заявленных объемах продаж Минобороны потребуется 1,3 млрд руб. Однако средств на это в бюджете Минобороны не предусмотрено. Но у Минобороны своя цель — удержать кадры в армии. С покупателями Минобороны будет заключать специальный договор, по условиям которого при увольнении офицера до выплаты кредита он лишится всех льгот и должен будет выплатить всю сумму кредита сразу. «Кроме решения проблем “АвтоВАЗа” мы таким образом закрепляем высокопрофессиональные кадры в Вооруженных силах», — говорят в военном ведомстве.

«АвтоВАЗ» заметно пострадал от кризиса: в прошлом году продажи компании упали на 44% до 349 490 автомобилей, а в январе этого года они сократились до рекордно низких 17 300 машин (-41% к январю 2009 г.). Одной из самых успешных мер поддержки «АвтоВАЗа» стала программа льготного кредитования: с начала ее действия в апреле 2009 г. по ней был продан 71 631 автомобиль, около 80% пришлось на Lada. Другие российские автопроизводители также выживали за счет госзаказа: около 40% всех произведенных «Камазом» грузовиков в 2009 г. купили госведомства. У «АвтоВАЗа» объем госзаказа традиционно невелик — в 2009 г. госучреждения купили 14 059 Lada, 4% от продаж.