Российское представительство компании провело в соседней стране свой Experience.

«Лэнд-роверы» снова доказали, что они не только самые красивые и стильные, но и самые мощные и проходимые внедорожники. Когда они в работе, в деле, «возятся», как в этот раз, в снегу, они умилительны хоть снаружи, хоть внутри. Range Rover Autobiography со своими пятьсот с лишним лошадиными силами показывал, как им можно управлять при сносе всех четырех колес на чистом льду. Когда он рвет «когти» в таком режиме, поднимая снежные вихри, и укрощено вертится вокруг снежного пятачка, «уткнувшись» в него мордой, пытаясь удержаться у самого центра, он похож на свирепого быка и им можно любоваться бесконечно. А внутри, за рулем, выполняя это же упражнение, – тихо и умиротворенно болтать о том о сем, поглядывая в окно и подправляя рулем и газом траекторию: никуда не денется, будет делать, что велят.

Минна Силланкорва

Рядом, на пассажирском кресле, Минна Силланкорва, десятикратная чемпионка страны по ралли среди женщин: у нее бездонно голубые, необычайно красивые, как сама Финляндия, глаза. «А что, Минна, в Финляндии есть хоть одна женщина – не гонщица?», — вопрос, конечно, в пустоту, риторический: в Финляндии таких среди жителей просто нет.

Забавный "Диф"

Минне «лэнд-роверы» нравятся не меньше, потому она и пришла работать инструктором в финскую школу Land Rover Experience, на полигоне которой мы теперь и крутимся. Полигон шикарный, огромный, с полным «фаршем» всех необходимых внедорожных атрибутов: снежная целина (и грязь на ее месте летом), сложные, узкие и коварные проселки меж деревьев, головокружительные спуски и умопомрачительные подъемы, замерзшее до прозрачного зеркала озеро, сугробы (сыпучие пески — летом)… Но вот самих «лэнд-роверов» за все эти дни езды по разным дорогам Финляндии, включая Хельсинки, я практически не видел: всего два Discovery прошлых выпусков и ни одного «рэнджа». Зато в одной из «конюшен», под навесом мне встретился забавный Defender – со скребком для снега впереди. Финны, как известно, люди экономные, бережливые, скромные. Поэтому, чтобы полигон работал и приносил прибыль, на него приезжают владельцы «лэнд-роверов» из прибалтийских республик.

Замечательное свойство Range Rover Autobiography, как впрочем всех современных «рэнджей», — полное отключение системы курсовой устойчивости DSC, позволяющее почувствовать «зверя» во всей его первозданной красе: если не уметь – одного легкого нажатия на газ достаточно, чтобы машину круто развернуло вокруг оси. А если уметь – то можно наслаждаться покорной мощью в управляемом заносе. Мощность, между прочим соответствует мощности болидов «Формулы-1» восьмидесятых годов! С включенной DSC автомобиль настолько взнуздан, что едет как по асфальту даже на этом ледяном круге – без всяких заносов и выкрутасов. Нарочно изо всех сил давишь на газ, а газ «не работает», сдерживается системой – сорвать автомобиль с безопасной траектории не получится.

Проезд змейкой между фишек с переставкой («лосиный тест») и торможением «в пол» на сильно укатанном снеге призван был подтвердить фактически тоже самое: что автомобиль с включенными вспомогательными системами абсолютно послушен и управляем, хотя и чудовищно тяжел и мощен, а с отключенной DSC — поди, удержи.

Еще один этап испытаний — кусок настоящей финской раллийной трассы: узкой, пересеченной, с ужасно близко стоящими деревьями, льдом на поворотах, сугробами у колеи. Малейшая неточность – и снег «закусывает» автомобиль намертво, стаскивая его в кювет. После седьмого, восьмого осторожно прохода трассы приходит уверенность, и скорость становится все выше и выше. Возникают и ошибки: тут не зацепился за естественную выемку у левого края и в повороте автомобиль приходится ловить рулем, там излишне притормозил и потерял драгоценное время, здесь не учел, что поворот меняет радиус («улитка») — и вот ты в сугробе.

Меня же во всем это удивляла, вызывая восторг, удивительная послушность «Рэндж-ровера». Поскольку я когда-то увлекался конным спортом, могу сравнить: он как хорошо объезженный, послушный и преданный наезднику конь — умный и сам понимает, что нужно делать дальше. Примечательно и другое: с отключенной DSC время «на круге» оказалось лучше – осторожность и внимательность, аккуратность исполнения всех необходимых условий прохождения каждого участка повышаются. К слову, если все делаешь правильно, то DSC даже не чувствуешь, она не вмешивается, и кажется, что ее не отключал.

Интересна у автомобиля и пневмоподвеска. Когда автомобиль уже торчит на брюхе в снегу, и колеса только копают, надо не поднимать автомобиль с помощью специальной кнопки, увеличивая клиренс, а включить самое нижнее положение кузова. Автомобиль начинает опускаться, ложиться на снег еще больше, «понимает», что-то не то, и сам поднимается на максимально возможную высоту, с которой водитель, нажатием на кнопку может увеличить просвет еще на 3,5 см. После этого с включенной понижающей передачей в трансмиссии автомобиль можно попробовать вытащить самостоятельно. Причем система позволяет использовать и классическую раскачку.

Забавный случай произошел на этапе «лес», на котором инструкторы накануне проложили путь по лесу, ухабам, подъемам и спускам в условиях реальной и фактически непроходимой даже пешим ходом (снег по пояс) пересеченной местности. Они рассказывали, как сами маялись, выкапывались, выбиваясь из сил, прокладывая трассу. Но когда мы приехали – весь путь был аккуратно расчищен. Оказалось, что так работают коммунальные службы в Финляндии. Увидев, что кто-то пытался тут проехать, вяз и откапывался, они расчистили трассу, понимая, что значит дорога нужна и этот некий кто-то возможно поедет обратно. В лесу! Вам завидно?

В лесу, как оказалось главное — не суетиться и правильно выбирать режимы, которые предоставляет Land Rover в своем внедорожном состоянии с помощью системы Terrain Response. «Умные» колеса, на сей раз Discovery 4, фактически сами вытаскивают машину из плена, цепляясь за малейшую возможность продвинуть автомобиль дальше. Подвеска, меняющая высоту проходимости, тут тоже оказывалась кстати.

Симпатично правило Land Rover: безопасность людей, природы и автомобиля при преодолении препятствий самое главное. Как и принцип: движемся настолько медленно, насколько возможно, и настолько быстро, насколько позволяет обстановка.

Так и ездили по правилу Трех «П»: пошел, подумал, поехал. В системе контролируемого движения под уклон впечатляет умение системы распознавать, что под колесами лед, за который не удержишься, но ехать надо, и потому она сама чуть разгоняет автомобиль, чтобы его не потащило вниз, а потом, при первой возможности, тут же его ловит.

Великолепны, пожалуй, лучшие ходы подвески, машина словно ощупывает дорогу, ища возможность зацепиться и удержаться. Это давно известное свойство машин Land Rover. И еще: никогда не смотрите на дерево, пень или сугроб — куда смотрите, в то и влетите.

Школу Land Rover Experience компания открыла спустя десять лет после выпуска первого автомобиля, в далекие пятидесятые годы, так что опыт накоплен огромный. И это видно потому, как обустроены полигоны в разных странах и насколько опытны инструкторы. В России, как известно, можно полазить в Подмосковье, в Яхроме, и под Санкт-Петербургом. Повозиться в снегу с такими машинами — одно удовольствие, лучшей зимней забавы я для себя не нахожу!