Село Сикачи-Алян на высоком берегу Амура оказалось на маршруте экспедиции Land Rover по Хабаровскому краю не случайно. Там ждала встреча с неслучайным человеком. Светлана Николаевна Оненко, заведующая музеем петроглифов, увела нас в глубь истории народов, которые, живя здесь, создали свою встроенную в природу цивилизацию. Увлекательное путешествие!

Легенда о трех солнцах и появлении петроглифов

Возраст петроглифов, рельефных рисунков на валунах у берега Амура рядом с селом Сикачи-Алян, оценивается в 4-12 000 лет

Считалось, что давным-давно люди обладали бессмертием, но на Земле тогда были очень тяжелые условия. На небе всходило три солнца. Вода в реке кипела, камни стали мягкими. Тяжело пришлось людям, ушли они жить под землю и только ночью выходили, чтобы подышать свежим воздухом. Пожалели духи людей и отправили охотника Кадо, который убил два солнца. Пока камни не остыли, люди пальцем нарисовали, на них все, что видели. Так появились рисунки на камнях, петроглифы. Людей стало очень много, и появился страх, что не всем хватит еды. Тогда духи посчитали, что люди, как и животные, должны рождаться и умирать. Первой умерла шаманка и показала вход в царство мертвых, бунИ. Она, окаменев, превратилась в огромный валун, который у пещеры охраняет вход в царство мертвых. Зовут ее Каменная Старуха, дёло мамани. Из-за взрывных работ, которые велись для строительства дамбы, эта пещера обвалилась. Осталось лишь узкое отверстие, куда пройти невозможно.

Батареи отопления каменного века

Путь к петроглифам Сикачи-Аляна оказался тернист

СикачИ-АлЯн – село между двумя утесами. Нижний называется Сакачи. Верхний – Гасян. В древности между ними протекала река ОрдА. Теперь она обмелела и превратилась в залив, по-нанайски Алян. На утесе Гасян (поселение, нанайск.) найдено много каменных орудий труда, которые относятся к эпохе неолита. Поселение того времени состояло из трех-пяти жилищ, где размещалось до 100 человек. При раскопках найдена основа жилища диаметром 30 м. Самые древние жилища, полуземлянки, не имели традиционного входа. Его заменяли дымовые отверстия, к которым приставляли лестницы. Здесь много диких животных семейства кошачьих, поэтому жилища построены из тонких жердей, на которые хищники не взбирались. Народы Дальнего Востока изобрели кановую систему. Кан или печь обычно строилась из камней и обмазывалась глиной с двух сторон, а от нее отходила тянувшаяся вдоль стен отопительная система шириной до 2 м. Она делалась из стеблей тальника, обмазанных глиной. Для вытяжки использовали деревья с дуплом от основания до вершины. К такому дуплистому дереву пристраивали жилище и углубляли пол на полтора метра. Но кановую систему требовалось постоянно прогревать. Чтобы камни не лопались, в кан вмазывали огромный китайский котел, в котором постоянно была либо вода, либо лед, либо снег. Постепенно появились новые орудия труда, новые виды оружия, которые позволили защититься от диких животных. В жилищах появились двери. Они всегда смотрели на восток или юго-восток. Рядом с дверью было маленькое окошко, затянутое рыбьей кожей или пузырем животного, чтобы можно было видеть восход солнца. А вот окна побольше смотрели на Запад, как у всех народов Азии.

Мужское и Женское

На территории селения ставили амбары, где хранились продукты и одежда. Чтобы их не портили мыши, амбары ставились на сваях высотой до 4 м. Сваи всегда делались из хвойных деревьев, которые выделяли смолу. Чтобы в амбары не попали хищники, убирали лестницу. Хозяйственные постройки на территории селения посещали только женщины. Мужские ставились далеко в лесу. В них помимо продуктов и одежды хранилось промысловое снаряжение. Считалось, что женщина не должна к нему прикасаться, иначе будет неудачной охота или рыбная ловля. Скорее всего, в этих же постройках проводились различные обряды, один из которых – посвящение в мужчины, где женщины тоже не должны присутствовать. Там же решались вопросы о захвате чужих территорий. Еще в древности заметили, что кровосмешение ведет к болезням, вырождению, поэтому женщин всегда брали из других селений. И чтобы они не предупредили своих сородичей, хозяйственные постройки мужчин ставились далеко в лесу.

Снег, солнце и хаски

Рыба являлась главной пищей нанайцев, которых еще называют нани, речные люди. Рыба была основным кормом и для собак. Ученые считают, что народы Дальнего Востока вывели самую выносливую породу собак, хаски. Наши предки никогда не держали собак в жилищах, поэтому они уменьшились в размерах, стали очень пушистыми, с маленькими ушами и голубыми глазами. Здесь больше 9 месяцев зима, яркое солнце, блескучий снег, поэтому глаза у животных постепенно выцвели, стали белесыми.

Железо, Золото и Чингисхан

В Хабаровском крае проживают восемь коренных народов Дальнего Востока. Один народ – нивхи относится к палеоазиатской группе. Остальные – к тунгусо-манчжурской языковой группе. Они пришли на территорию Дальнего Востока около 2000 лет назад. Ими было создано три государства. В III в. началось объединение мохэских племен (известно семь племен мохэ), которое в конце VII в. привело к созданию государства Чжэнь, впоследствии известного как Бохай. Это было самое крупное государство Дальнего Востока. Оно охватывало не только российский Дальний Восток, но и северо-восточную часть Китая, Манчжурию, и даже Корею, которая тогда называлась Когурё. На Дальнем Востоке также был период великого переселения народов, когда на территорию пришли кочевники: шивэй, кидании и др. В X в. кидании создали здесь новое государство, Ляо или Железное государство. Первый император Ляо считал, что железо – самый прочный, вечный материал. Но в IX-X вв. на территории ДВ появились новые кочевники, чжурджени. Это предки коренных жителей Хабаровского края, нанайцев, китайцев, эвенов-эвенов, орочей. Свое государство они назвали Золотой империей. Император чжурдженей говорил: «Да, железо прочное, а золото вечно». Но Золотая империя просуществовала еще меньше, потому что параллельно на территории Центральной Азии создавалось могучее государство монголов. У нашего народа есть легенда, что когда-то чжурджени напали на соседнее селение, где жили монголы. Строения разрушили, а жителей захватили в плен. Среди пленных было много детей. Одним из них был будущий Чингисхан. Он пробыл в плену три года, а когда вырос, решил отомстить народу-обидчику. Легенда гласит, что в последнем сражении император чжурдженей с наследником, которому не было и года, были взяты в плен, и Чингисхан приказал их казнить. Оставшийся народ в страхе разбежался. Часть бежала на восток и поселилась на Японских о-вах. Это современные айны. Часть бежала на запад. В Приамурье поселились нанайцы. В Приморье – таежные люди или удэхэ, удегейцы.

Особенности национальной охоты и рыбной ловли

Сети плели из стеблей крапивы и конопли. За крапивой ездили на Сахалин. Сахалинская крапива выросла на песке, она очень жесткая, высокая и прочная. Такие сети могли служить несколько лет. С помощью удочки-махалки занимались и подледным ловом, но только женщины. Зимой мужчины уходили на пушную и мясную охоту. Использовали копье, большой лук, бурИ. Передвигались на лыжах, которые оклеивались камусом оленя, чтобы не скрипели и не скользили назад. Всегда использовали одну лыжную палку. Вторая рука держала копье на случай нападения хищников. Если требуются две лыжные палки, например, при переходе рек (Амур в самом широком месте до 3 км, а во время паводка в р-не Сикачи-Аляна до 10 км), то, сняв тетиву, использовали лук. Пушная охота появилась много позже, когда мех стал товаром. Самый дорогой мех у соболя. Чем меньше поврежден, тем выше ценится, поэтому чаще всего использовали ловушки. Применяли и самострелы – короткий лук со стрелой. Ставился сторожок, чтобы от упавшей ветки или снега стрела не вылетала. Самострел срабатывал, только когда животное тянуло нить вправо или влево. На пушную охоту уходили поздней осенью и возвращались ранней весной, когда мех самый хороший. Уходя на полгода, охотник брал с собой много инструментов, которые вешал на наплечный пояс. В отдельную сумочку складывали швейные принадлежности. В качестве нитей чаще всего использовали сухожилия сохатого и из рыбьей кожи, которую предварительно резали на узкие полоски, вымачивали и вытягивали. Толщина нити не должна была превышать 2 мм.

Без синтетики

Наша верхняя одежда называется запашной халат. Запахивается на правую сторону, на левую, зеркальное отображение, – только для покойников. Халаты разные. Промысловые – короткие. Надевали, уходя на промысел, и накидку, которая зимой защищала от снега и ветра, а летом – от гнуса и пыли. Под накидку надевали наушники. Поверх накидки – шапочку, которая всегда украшалась хвостом пушного зверя. По этому украшению всегда можно было определить социальный статус человека. Чем дороже мех, тем богаче человек. Также о богатстве свидетельствовала длина халата. Длинные халаты носили и мужчины, и женщины. Различались орнаментом. Все наши предметы и одежда орнаментированы, потому что орнамент – оберег от злых духов. Халаты чаще всего орнаментировались со спины, ведь мы не видим опасность с этого направления, и орнамент должен защищать человека. Наша верхняя одежда называется запашной халат. Запахивается на правую сторону, на левую, зеркальное отображение, – только для покойников. Халаты разные. Промысловые – короткие. Надевали, уходя на промысел, и накидку, которая зимой защищала от снега и ветра, а летом – от гнуса и пыли. Под накидку надевали наушники. Поверх накидки – шапочку, которая всегда украшалась хвостом пушного зверя. По этому украшению всегда можно было определить социальный статус человека. Чем дороже мех, тем богаче человек. Также о богатстве свидетельствовала длина халата. Длинные халаты носили и мужчины, и женщины. Различались орнаментом. Все наши предметы и одежда орнаментированы, потому что орнамент – оберег от злых духов. Халаты чаще всего орнаментировались со спины, ведь мы не видим опасность с этого направления, и орнамент должен защищать человека.

Кто эти нанайские кутюрье? Их изящные работы достойны обложек глянцевых журналов

Были и ритуальные халаты. В музее представлены два таких: свадебный халат, сикЭ, и нательный, амерИ. Свадебный халат отличается от других. Он с короткими рукавами и застегивается спереди. По нему нельзя определить, живой человек или мертвый. В свадебном халате можно было хоронить. В жизни всякое случается. Например, напал медведь или тигр задрал человека. Шить халат с левым запахом просто нет времени. Свадебный халат передавался по наследству, а шить его начинали, как только рождался ребенок. По свадебному халату всех народов Хабаровского края можно было определить принадлежность к роду. Спинка халата украшалась чешуйками водного дракона, хозяина Амура. Мы речные люди больше зависели от него и называли черный дракон Мудур от нанайского «Мукэ», вода, водяной дракон. По-китайски Амур называется рекой черного дракона, Хэйлунцзян. Халат невесты украшался чешуйками. Считалось, что черный дракон защитит не только ее, но и все ее потомство от злых духов. Также на спинке халата вышивалось родовое дерево. В корнях родового дерева изображен тотем, предок в образе животного или птицы. Каждый нанайский род выбирал себе предка. Считалось, что способности этих животных или птиц будут передаваться человеку. В нашем селе представлены 13 нанайских родов из 20, живущих в России и Китае. Самый многочисленный – род Актанка, тигриный. Халаты подпоясывали только мужчины. Пояса были богато орнаментированы, могли застегиваться на круглые пуговицы, на которых вырезался распустившийся цветок лотоса, считавшийся священным. Если пояса завязывались, то длина должна быть не менее 4 м, чтобы на промысле использовать при необходимости в качестве веревки.

Почему нательная рубаха, амери, стала ритуальной? Тогда еще не было врачей, и каждый взрослый должен был лечить себя и своих детей. Вот этот орнамент изображает скелет и внутренние органы человека, включая нервные окончания. Вечером ребенок ложился в рубахе на живот, а женщина показывала скелет и внутренние органы. И так каждый день. Вырастая, человек хорошо знал свое строение.

Мягкая, легкая обувь из рыбьей кожи  вполне дизайнерская. Да и цена могла бы быть соответствующей: технология изготовления не "поточная"

Рыбья кожа менее прочная, поэтому чаще ее обрабатывали женщины. Колотили, мяли. Чтобы сшить одежду или обувь из рыбьей кожи, ее обрабатывали два месяца. Если же нужно было сшить белье – шесть месяцев. По мягкости не отличалась от текстиля и была очень прочной. Наиболее прочной считалась кожа линька и кеты. Но свадебные халаты всегда шили из сазана. Промысловую одежду – из сома.

Как и все народы Азии, мы носили берестяные шляпы. Под ней голова не потеет, ведь это натуральный материал. Мы живем в тайге, поэтому шляпы у нас уже, чем у китайцев и вьетнамцев. Из бересты также шили очень прочные паруса. Береста заменяла нам и брезент. Из кусочков сшивали огромные полотна, а затем их вываривали. Наши летние жилища круглой формы, как колпаки, назывались хамараны, поэтому такое пластичное берестяное полотнище можно было накинуть на хамаран и подрезать края.

Посуда и Посуда

Низкий деревянный столик, плетеная и берестяная посуда, палочки сарби – экологически безупречный набор

Детей учили изготавливать домашнюю утварь, посуду. Девочки вместе с женщинами из тальника (она же козья ива или верба) изготавливали плетеную посуду, а также из бересты. Все северные народы изготавливают посуду из бересты, потому что береста имеет очень интересное свойство. Если ее долго варить, она становится очень пластичной – из нее можно даже сделать шар – и водонепроницаемой. А еще лучше, если ее варить в рыбном бульоне. Как и все народы Азии, мы сидели за маленькими столиками, которые ставили на обогревательную систему. Еду брали палочками, сарби. Деревянную посуду вырезали мужчины, но ее использовали только в качестве ритуальной или праздничной.

Медвежьи почести

Медведь – хозяин тайги. От него зависела удача на охоте. Поэтому, когда весной наступал голод, охотиться было нельзя, потому что у зверей появлялись детеныши. Тогда убивали специально выращенного медведя. Прежде чем его убить, совершали обряд, который мог длиться несколько дней и даже недель. Мясо убитого медведя варили, а кости собирали, покрывали черной краской (черный – цвет праздника) и уносили в специальное ритуальное место. Вешали череп, шкуру, и шаман совершал обряд. После этого обряда считалось, что кости обрастут мясом и шерстью, и медведь не будет обижаться на людей за то, что его съели, и он по-прежнему будет пригонять дичь к селенью.

Черепаха, змея и птица Корри

Ритуальный шаманский пояс, ямха. Чем могущественнее шаман, тем больше колокольчиков. Могло быть до 45 колокольчиков весом до 7 кг

Помимо орнамента оберегами служили и металлические предметы. Халаты обшивались ими по подолу, и при ходьбе те звенели. Считалось, что такие звуки отгоняют злых духов. Добрых и злых духов было очень много, и злых можно было всегда умилостивить. Жертвоприношения чаще всего совершал шаман. Этот обряд назывался камлание. Главные атрибуты шамана – бубен, колотушка и пояс. Звук бубна должен был разбудить его хозяина, чтобы он собрал добрых духов, аями. Духи изображались в виде сэвэнов или идолов, и у каждого было свое назначение. Так, черепаха – символ богатства и долголетия. Главное богатство – дети. Чем больше детей, тем богаче семья. Одним из самых главных оберегов была игрушка, которая защищала ребенка. На игрушках никогда не изображали отверстие, Девочки шили для кукол одежду, а, вырастая, одежду для взрослых. Мальчики – будущие добытчики, поэтому чаще всего им вырезали охотников, рыбаков, собак и животных. Символ благополучия – змея. На Дальнем Востоке много змей. Если человек приходил с промысла без добычи, ему вырезали деревянную змею. Для удачной рыбалки или охоты вырезали парных животных или рыб.

Птица счастья, Корри, позволяла могущественным шаманам переноситься в царство мертвых и возвращаться в мир живых

Шаман также лечил. Во время обряда шаман вырезал из дерева или делал из соломы куклу и предлагал злому духу переселиться из человека в новое жилье. Если человек выздоравливал, считалось, что злой дух переселился в куклу, которую затем уносили далеко в лес, чтобы никто не выпустил злого духа. Но на звук бубна могли прилететь и злые духи, поэтому шаман надевал пояс с металлическими колокольчиками. О могуществе шамана можно говорить также по колотушке. Чем дороже мех, тем могущественнее шаман. То же и с головным убором. Только самый могущественный шаман мог носить головной убор в виде рогов. Рога могли быть оленьи или железные. Количество отростков свидетельствовало о могуществе шамана. Самым могущественным считался шаман касаты, который мог совершать обряд каса, большие поминки. Шаман отправлял души умерших в царство мертвых, буни, и возвращался оттуда на птице Корри. Размах ее крыльев достигал 3 м, а клюв, крылья и перья были из железа. Только такая птица могла вернуть шамана на землю. Иногда эта птица называлась птицей счастья, потому что, если съесть мясо этой птицы, удача тебя будет сопровождать во всех делах. Говорят, что когда-то давным-давно охотник из рода Амулинкан убил птицу Корри, все мясо раздал сородичам, а себе оставил гортань. С тех пор род Амулинкан считается самым удачливым и красноречивым.

Нанайский суперклей

Шкура оленя к деревянной лыже в музее приклеена – не пришита! – нанайским клеем. Больше ста лет, а он держит. Или, скажем, как наклеить ткань на ткань? Любой современный клей все равно просочится, а нанайский из отвара чешуи или пузырей осетровых рыб – нет. Этот клей используют и для проклейки бубна [шамана], чтобы кожа не растягивалась, не свисала. Поэтому бубен издает одинаковый звук в любое время года. Прежде чем ударить в бубен, крутятся с ним вокруг костра, чтобы кожа немного нагрелась и натянулась для звонкого звука.

Трудности перевода с нанайского на нанайский

Все коренные жители Хабаровского края друг друга очень хорошо понимают (языки-то одной группы), хотя... На 12 000 нанайцев [проживающих в России] – 10 диалектов. Сикачи-алянский диалект – разговорный. Все учебники написаны на найхинском диалекте. Иногда можем попасть впросак. Мы зовем хозяина Амура Мудур, а в Найхине – Пуймур. У нас девушка вышла за нанайца сахалинского. Ей свекровь говорит: «Принеси мне хорго». На сикачи-алянском диалекте хорго – это стайка, сарай для свиньи. Там – плетеная тарелка.

Были нашего времени

Рыбная ловля кормит не всегда. Изготовление симпатичных сувениров дает сикачи-алянцам небольшой приварок

Село Сикачи-Алян многонациональное. Население порядка 300 человек и достаточно стабильно. Коренное население не сокращается, оно ассимилируется: много смешанных браков. Но основная масса все же записывается нанайцами или другими коренными народами Дальнего Востока, потому что у нас сохраняются льготы. Наибольшая численность – 470 человек – была в конце XIX в.

Мы были когда-то в Нанайском р-не, а затем нас отдали Хабаровскому р-ну, но наши угодья на левом берегу Амура так и относятся к Нанайскому р-ну. И нам не разрешают там рыбачить во время путины, потому что не наш район. Но из Нанайского р-на сюда никто не ездит – далеко. Рыбалка у нас только... Нам сложно сохранить родной язык, потому что мало кто говорит на нем да и живем не компактно. Спасибо нашему правительству в том плане, что выпускаются электронные учебники на языках коренных народов Дальнего Востока. У нас электронные игры записаны на родном языке, и дети так или иначе его усваивают. Сказки им читаем на родном языке. Есть газеты. Нанайский язык 2 часа в неделю с 1 по 11 класс обязательно. На уроках физкультуры знакомят с национальными видами спорта: гребля, стрельба из лука. В школе осваивают и резьбу по дереву, изготовление сувениров. Есть бесплатные курсы, где дают дополнительное образование. Когда я пошла в 1-й класс, не помню, чтобы такое было. При советской власти большинство ребят русского не знало, и они шли в классы с нанайским языком, но с изучением русского, т.е. их выравнивали к старшим классам, и дальше они уже шли на преподавание с русским языком. В первый класс, когда мы пришли, то изучали нанайский язык, а во втором уже нет. Даже запрещалось в школе говорить на нанайском. Помню, вызывали родителей на собрание и говорили им: «Вы там поменьше говорите с детьми по-нанайски, а то они не могут изучать русский. Им очень сложно». Действительно, грамматика другая. У нас подлежащее в конце предложения...

Сейчас люди моего возраста стремятся халат вышить, а когда-то стыдно было носить нанайский халат. Теперь у нас проводят фестивали, праздники. Человек старается прийти в своем халате и сказать, что именно он его вышил. Детей учат танцам, чтобы они не забыли обряды...

Записал Михаил Козлов