Российские лоббисты от автопрома продолжают думать, как насолить иностранным автопроизводителям. Они уже пробили принятие высоких пошлин на ввоз иномарок и подержанных машин. А теперь хотят запретить иностранным банкам льготное кредитование на покупку иностранных автомобилей.

Отечественные автопроизводители, испытывающие огромные проблемы со сбытом, продолжают думать, как спастись от кризиса. Ряд компаний собирается начать лоббировать в правительстве запрет на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам на закупку техники зарубежного производства. В частности, с подобной инициативой выступил АСМ-Холдинг – бывший Минавтопром СССР.

Основное количество иномарок в кредит сегодня действительно продается через иностранные автомобильные банки и по весьма льготным условиям. На российском рынке сегодня активно работают “Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank, PSA Finance. Еще летом условия в иностранных автобанках считались наиболее выгодными. При том, что большинство российских банков частично приостановили выдачу автокредитов, либо значительно повысили уровень кредитных ставок и ужесточили требования (в основном с 15 – 18 % до 30 % за кредит в рублях и с 9 – 11 % до 15 % в долларах). Таким образом, автокредитованием занимаются исключительно банки автопроизводителей или российские банки, работающие по фирменным программам автоконцернов, а также Сбербанк, ВТБ-24 и БСЖВ (“Банк Сосьете Женераль Восток”).

Правда, в большинстве автомобильных банков программы с рублевой валютой кредита вообще временно приостановлены, что резко повысило интерес к кредитам, например, в Сбербанке, ставка по рублям в котором продолжает оставаться от 11% годовых. Но эксперты считают, что по кредитам в валюте все-таки выгоднее обращаться к банкам автомобильным, поскольку ставка по кредиту у них в большинстве случаев осталась на уровне от 9 – 10 % годовых. Однако менеджеры автобанков сообщают, что будут корректировать портфель кредитов в зависимости от развития ситуации на авторынке – примерно каждый квартал. Непросто дать совет и относительно того, у кого выгоднее сейчас кредитоваться, поскольку в каждом банке будут свои нюансы, а у каждого заемщика ныне свои критерии «удачных условий».

Не лишне отметить и то, что в целом процентные ставки на российском рынке кредитования остаются очень высокими. При минимальном историческом уровне процентных ставок, например, в США в размере 0 - 0,25 и 2 % в Европе Центробанк России увеличил ставку рефинансирования до 13 %, что в еще большей степени приведет к сокращению спроса на автокредиты в течение ближайших месяцев, прогонозируют эксперты.

О больших объемах кредитования сегодня и так говорить не приходится. Дилеры сообщают, что продажи иномарок в кредит с начала года идут слабо. По оценке президента автохолдинга “Фаворит Моторс” Владимира Попова, они сократились на 20 %. А по словам специалистов ГК “АвтоСпецЦентр”, если раньше в кредит продавалось 30 - 40% автомобилей, то с ноября только 10 %. Но увеличилось количество покупок за наличные, особенно в среднем ценовом сегменте.

При все при этом эксперты рынка считают инициативу российского лобби ненормальной и уверены, что российский автопром подобные заградительные меры также не спасут, как и повышение пошлин на иномарки. Те участники рынка, которые успели закрепиться на рынке автокредитования, скорее всего, продолжат работать и в сегодняшних экономических условиях. “На наш взгляд, отзыв банковской лицензии у банков иностранных автопроизводителей и поддержка отечественного автопрома не имеют никакой зависимости, – говорят в “Мерседес-Бенц Банк Рус”. – Банки иностранных автопроизводителей – это, прежде всего, российские коммерческие банки с иностранным капиталом, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством РФ, и отзыв лицензии у них возможен лишь в нарушение законодательства РФ”.

«Отзыв лицензии у банка, ведущего свою деятельность в соответствии с нормами закона, – мера абсолютно не рыночная, поэтому правительство и ЦБ вряд ли пойдут на нее, согласен финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Мосеев. - Ни одна мера лоббистского характера не поможет предприятиям традиционного отечественного автопрома. Только выпуск продукции надлежащего качества по адекватной цене, отлаженные процессы продаж и обслуживания, эффективные дилерские сети смогут помочь российским автопроизводителям подняться на качественно иной уровень”.