Кризис и необходимость перестраивать всю автомобильную отрасль привели к тому, что на первый план выходят непрофильные игроки, способные предложить свои наработки.
Судя по всему, мировой автопром делает ставку на электромобили, которые в самом ближайшем будущем могут стать доступными, комфортными и конкурентоспособными классическим машинам практически по всем показателям, превосходя их в экономичности, экологичности и бесшумности.
О том, что такая тенденция становится преобладающей, свидетельствует перестановка сил у главных автопроизводителей. Mitsubishi ввиду ужесточающихся экологических норм пошла ва-банк и сделала ставку на полностью электрическую модель, и уже запустила в массовое производство свой первый электрокар i MiEV.
Американские власти планируют потратить $25 млрд. на федеральные ссуды для изготовителей гибридов и электромобилей. Власти Великобритании также обещали «достать» 400 млн. фунтов на завод Nissan в английском Сандерленд, где будут разрабатываться и производиться электромобили. В ближайшие 5 лет люксовое подразделение Nissan компания Infiniti также планирует выпустить электромобиль мини-класса.
По словам главы отдела продаж Audi Руперта Стадлера, планируется выпуск 5-ти электромобилей этой марки. А компания Hyundai на автосалоне в Сеуле уже представила Elantra LPI HEV — «первый в мире» гибридный электромобиль с двигателем на сжиженном газе и литий-ионными полимерными аккумуляторами. Для VW родиной электромобилей станет Братислава, где начнет выпускаться семейство малых электромобилей Up!, Space Up! и Space Up! Blue.
На автосалоне в Болонье индийская компания TATA представила полностью готовый к производству электрокар Indica EV. Туда же и китайцы, им сам Бог велел: они уже полвека изготавливают батарейки для всего мира. В Шанхае компания Geely показала в общей сложности более 20 новых автомобилей, среди которых были и электрокары.
Ford анонсировала начало серийного производства своей первой полностью электрической коммерческой модели на вторую половину 2010 года. Transit Connect BEV (Battery Electric Vehicle) должен стать «палочкой-выручалочкой» для многих бизнесменов. А британская компания Electric Car Corporation переделала Citroen C1 в электрокар и продает его в 2 раза дороже, чем оригинальный. Значит, есть спрос.
Суперэлектрокары рвутся и на спортивную арену. Швейцарская GreenGT надеется увидеть свой электрический гоночный болид на гонках «24 часа Ле Мана» уже в 2011 году. А американская компания Shelby SuperCars начала испытания модели Ultimate Aero на электричестве. Одноименный бензиновый суперкар занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый быстрый серийный автомобиль планеты.
Даже в Москве по Серебряному бору и Лужникам будут ездить только электромобили.
А запевалами во всем этом деле становятся разработчики и производители компонентов для машин. В частности, Magna и Tesla. Почувствовав вкус и удачу, Magna намерена стать лидером в выпуске самых перспективных машин — электрокаров. По сведениям канадской прессы, глава Magna Френк Стронах добивается в Оттаве государственного финансирования для своего проекта производства систем электромобилей и, в конечном счете, самих машин с электроприводом. «Я полностью уверен в том, что Magna будет среди лидеров по продаже и выпуску электромобилей», — заявил Стронах после демонстрации прототипа Ford с электрической системой Magna чиновникам.
Купив Opel и намереваясь приобрести еще пару «сброшенных» брендов, Magna становится глобальным игроком на автомобильном рынке именно как производитель самих машин, а не запчастей и компонентов для них. При этом Стронах заявил, если компания создаст производство электромобилей, то крайне важно «возвести стены» между подразделениями по автомобильному производству и по изготовлению комплектующих, чтобы обеспечить «справедливое обращение» с крупными автопроизводителями, которые покупают у Magna комплектующие. На стороне Magna в деле «электричества» выступают многие автоизготовители, включая Ford, VW, GM.
А Daimler решила поддержать другого крупного игрока на «электрическом» рынке — компанию Tesla, у которой на подходе три новейших электромобиля. Причем один из них — конкурент самому Porsche 911 Turbo. Для этого немецкий концерн купил 10% активов компании Tesla.
Как заявил глава Tesla Илон Маск, в этом году силами инженеров американской компании для Daimler будет создана полностью электрическая версия двухместного родстера Smart (бренд принадлежит Daimler). Стоимость этой машины не должна превысить $30 000, сказал Маск. Также планируется выпустить бюджетный электромобиль, однако о точных сроках его выпуска пока не сообщается. Помимо этого на смену самой первой модели Tesla — двухместного Roadster, через 4 года придет новая модель.
По словам Маска, этот четырехместный автомобиль будет конкурировать не с кем-нибудь, а с Porsche 911 Turbo, причем задний ряд сидений окажется на 20%, а багажник на 50% просторнее, чем у немецкого суперкара. Новинку построят на платформе нового седана Tesla Model S. Планируется выпускать открытую и закрытую версии автомобиля, а кроме заднего привода будет предложена и версия 4×4.
Преодоление кризиса — это всегда не только перестройка шеренг и редутов, но и появление новых бойцов, способных делать то, что не под силу другим.