Правительство рекомендовало банкирам внимательнее присмотреться к продукции российского автопрома.

А Минпромторг заявил о готовности рассмотреть заявления всех заинтересованных банков на участие в программе льготного автокредитования при покупке машины не дороже 600 00 руб. Согласно постановлению правительства теперь для участия в программе банкам достаточно выразить свое желание и подать в Минпромторг заявку на рассмотрение. При этом времени на решение для кредитных организаций осталось немного: заявки можно подать только до 1 декабря текущего года.

Таким образом, Минпромторг прислушался к претензиям Федеральной антимонопольной службы, посчитавшей, что действовавшие в предыдущей редакции программы ограничения на участие в ней банков нарушают антимонопольное законодательство. Первоначально к банкам - участникам программы льготного автокредитования предъявлялся ряд требований: доля государства в кредитной организации должна была составлять не менее 50%, уставный капитал - 70 млрд руб. и выше. Кроме того, банк должен был иметь собственную филиальную сеть во всех регионах страны. Таким требованиям соответствовали лишь восемь финансовых учреждений: Сбербанк, Россельхозбанк, ВТБ, Альфа-банк, ВТБ 24, Банк Москвы, Газпромбанк и "Юникредит".

В сентябре этого года банки выдали около 9 тыс. льготных автокредитов, что стало рекордом за время существования программы, чему, по мнению аналитиков рынка, способствовали изменения правил игры: в июле максимальная цена автомобиля, доступного в рамках программы, выросла с 350 до 600 тыс. руб., а минимальный первоначальный взнос снизился с 30% до 15% от цены автомобиля. По состоянию на конец октября от граждан в банки поступило 87,1 тыс. заявок на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых было выдано 48,1 тыс. автокредитов. Конечно, не последнюю роль играет и то, что граждане пережили кризис и стали чувствовать себе увереннее.

Главный экономист "Дойче-банка" Ярослав Лисоволик считает, что настал благоприятный момент не только для оживления рынка автокредита, но и для кредитования в других областях, поскольку выплаты из госбюджета продолжают расти. "Однако эффект от предложенных изменений был бы намного больше, если бы срок подачи заявок продлили хотя бы до конца года - число участников за лишний месяц могло бы удвоиться", - считает эксперт.

Аналитик инвестиционной компании "БрокерКредитСервис" Денис Мухин однако считает, что программой заинтересуются только крупные банки, имеющие доступ к средствам различных пенсионных, социальных и страховых фондов. "Именно это позволяет банкам брать на себя риски. И добавляет, что говорить о возможном росте кредитования рано: спад по рынку кредитования за второй квартал этого года составил 4-5%, за третий - около 2% - иными словами, роста нет. Поэтому новые правила субсидированного автокредита помогут укрепиться сильным банкам, но слабым шанса на развитие не дадут.