«Автодор» определился со стоимостью проезда по платным автодорогам России.
Водителям легковых автомобилей придется платить по одному рублю с каждого километра. Правда, плату за проезд предполагается пока брать только на тех участках, где есть альтернативные бесплатные дороги, а тариф будет ежегодно индексироваться с учетом инфляции. при этом речь идет о наших главных и самых нагруженных магистралях: М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М10 «Москва — Санкт-Петербург», а также о Центральной кольцевой автодороге Московской области.
По мнению газеты «Ведомости» госкомпания «Российские автомобильные дороги», именуемая кратко «Автодор», предлагает россиянам дважды оплатить строительство дорог. Сначала компания хочет получить от государства 880 млрд. руб. на строительство, а затем — посредством собирания платы за проезд.
Как следует из программы деятельности госкомпании на 2010–2015 годы, «Автодор» собирается построить и реконструировать 1380 км дорог федерального значения. В том числе 235,1 км автодороги М1 «Беларусь», 122 км — М3 «Украина», 671,9 км — М4 «Дон», 251 км — М10 Москва — Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Московской области, 54 км магистрали Казань — Оренбург — граница Казахстана. Эти дороги в перспективе примут на себя 50% транспортного потока всех федеральных магистралей, считает в госкомпании.
Взамен участки этих дорог станут платными. Деньги за проезд предполагается брать только там, где есть альтернативные бесплатные дороги, отмечено в программе. При расчете тарифов выбран «социально-умеренный» вариант: 1 руб. за 1 км для легковых автомобилей. Ежегодно тариф будет индексироваться с учетом инфляции и изменения размера ВВП. К 2016 г. госкомпания надеется таким образом собрать с автомобилистов 62,8 млрд. руб. платы за проезд.
Проводить все работы «Автодор» будет преимущественно на бюджетные деньги, сообщают «Ведомости». Все расходы госкомпании до 2016 г. составят 1,431 трлн руб. Из них из бюджета и инвестфонда госкомпания планирует получить 61,6%, или 881,1 млрд руб. Еще 63,9 млрд руб. «Автодор» рассчитывает собрать в качестве платы за проезд и иных доходов.
Оставшиеся 486 млрд. руб. «Автодор» рассчитывает привлечь на стороне. На 273 млрд. руб. компания планирует разместить облигации со сроком погашения от 5 до 15 лет и купонным доходом от 12% до 8,5% (ставки будут ежегодно уточняться). Все облигации получат 100-процентную госгарантию. Оставшуюся часть внебюджетных средств составят пятилетние кредиты (32,9 млрд. руб. под 10% годовых) и средства концессионеров (180,2 млрд. руб.).
Сообщается также, что доработкой программы будут заниматься специалисты «Автодора» совместно с чиновниками Минтранса, Минэкономразвития, Минфина, а обновленный вариант должен быть готов к 7 декабря. При этом вопрос об отмене платы на той или иной платной дороге может стать актуальным через 12 лет с начала ее эксплуатации — примерно через такой срок дорога может себя окупить, говорят в «Автодоре». Дорога может стать бесплатной и раньше, если государство решит досрочно вернуть заемные средства, привлеченные на ее строительство.