Бесплатная авторекламная продукция прошлых лет ныне страстно интересует коллекционеров.

Коллекционные рекламные товары автопроизводителей меняют своих владельцев на web-аукционах и торговых ярмарках. Причем иногда цены на такие товары достигают астрономических вершин.

Volvo P1800 1960 года

История производства бесплатно раздаваемых рекламных товаров Volvo Cars началась в 30-х годах. В то время автопроизводители приступили к выпуску бесплатно раздаваемых рекламных изделий. Сегодня бумажные спички 1935 года с золотым теснением и изображением Volvo PV 36, известного под названием Carioca, представляют настоящий раритет для коллекционеров. Примерно тогда же в Volvo стали использовать бейджи с логотипом компании. Кристальный стакан для спиртных напитков с логотипом Volvo, выпускавшийся в середине тридцатых годов – это еще одно наименование, имеющее высокий спрос среди коллекционеров. Изначально эти рекламные сувениры предназначались для дилеров и компаний, осуществлявших импорт автомобилей Volvo, но они вовсе не предлагались для продажи покупателям автомобилей Volvo. И уж совсем не замышлялись как коллекционные.

«Дилеру или импортирующей компании надо было иметь что-то, что можно было бесплатно предложить потенциальному клиенту в соответствующей ситуации», — говорит Пер Улоф Йонделиус, проработавший в компании более 40 лет.

Традиция, начало которой было положено в 30-х, сохранялась и в 40-х, в 50-х, 60-х и даже отчасти в 70-х годах. Тогда наиболее актуальной была тема «курения». Большинство бесплатной рекламной продукции тех лет имело отношение к этой вредной привычке человека. Предлагались спички, зажигалки, пепельницы и даже трубки! В 1957 году компания представила спички, которые наглядно демонстрировали преимущества Volvo: когда коробка спичек открывалась, внутри можно было увидеть рекламный текст, расхваливавший достоинства гарантии на модели серии PV.

В 30-х годах было еще одно направление: привлекательные изделия из хрусталя и фарфора, производимые известными шведскими компаниями, включая стеклозаводы Kosta и Boda и компанию Rörstrand, специализирующуюся на изделиях из фарфора. Это направление в определенной мере сохранилось и до наших дней.

Еще одним видом бесплатной рекламы Volvo были карманные ножи. За многие годы предлагалось немало разновидностей и стилей карманных ножей. Уникальная версия такого сувенира вышла в начале 70-х. С одной стороны красовался логотип Volvo, с другой - можно было увидеть, как поэтапно происходит процесс окраски автомобиля Volvo.

В список рекламной продукции входили ручки, брелоки для ключей, термосы, часы и кружки. Но более раритетными считаются записи и диски с музыкальными композициями, которые в большей степени соответствовали бренду Volvo. В каталоге подарочных изделий 1962 года есть запись под названием «Летний шведский танец» по цене шесть крон.

Уменьшенные модели автомобилей разных типов и размеров также использовались для рекламы в течение многих лет. Самая первая модель появилась в середине 40-х, когда производитель игрушек компания Brio выпустила модели Volvo PV 444 в масштабе 1:24. Одна модель производилась из дерева, другая – из металла. В начале 60-х появился первый мини автомобиль Volvo с педалями – это была модель P1800, сделанная из металла.

В середине 70-х был выработан новый подход в рекламе: в центре внимания оказались вещи, соответствующие определенному образу жизни и продукция, выпускаемая брендом. Именно тогда компания стала выпускать целые коллекции модной и спортивной одежды.

А в 80-х возникло и быстро закончилось еще одно довольно необычное направление в рекламе компании – реклама еды. Коробки с банками шведской маринованной селедки различных наименований, подарочные наборы шоколада. Изначально такие подарки были ориентированы на Рождество.

В 1977 году Volvo отмечала 50-летний юбилей. В честь годовщины было разработано уникальное ведерко для льда. А когда на рынок вышел Volvo 850, одна из фирм в Азии, специализирующаяся на изделиях из дерева, получила заказ на изготовление миниатюрных моделей Volvo 850. В 2005 большой успех продемонстрировала кукла Clive Bengtsson – точная уменьшенная копия манекена Volvo, используемого для краш-тестов.

Изначально рекламной продукцией занимались подразделения Volvo, но в 90-х годах эти функции были переданы компании Celero. В 2003 права на разработку, распространение и продажу рекламной продукции под брендом Volvo Cars Merchandise перешло к компании Brandon, которая в то время называлась SC Communication. Деятельность компании охватывала почти все страны мира.