Парижский автосалон открылся для посетителей, но российский наблюдатель на нем — как посторонний.
Во-первых, предшествовавший Парижскому Московский автосалон кажется нам круче и интереснее. Ближе «к телу». Казалось бы, и в Париже ярких, достойных нашего внимания новинок представлено немало — Ford Focus ST (вместе со всей линейкой Focus, включая универсал), VW Passat, Volvo V60, Audi A7 Sportback и S1, BMW X3, Citroen C4 и DS4, Chevrolet Aveo и Cruze хэтчбек, обновленный Captiva, Lamborghini Supersports, Range Rover Evoque, Mazda3 и 5, Mercedes CLS и S, Nissan X-Trail, Peugeot 508 и Mini для мирового чемпионата по ралли, в котором марка будет выступать как заводская команда.

Но Московский был азартнее. «Париж» производит впечатление формального, для галочки, мероприятия при всей внешней помпезности и шумности. Презентации новинок прошли без былых спектаклей и шоу, в привычном рабочем режиме: видео-ряд на огромном экране, выход главы компании, выезд новинки или срыв с нее покрывала. Общие слова, общие реляции в духе «мы и впредь будем…». Похоже, Европа не забыла тяжелые дни, и все еще дует на воду.
Во-вторых, у нас другие интересы, и мы по-прежнему отстаем от Старого Света лет на тридцать. У них там сплошные «электричества» и нулевые выбросы. Лозунг выставки «Будущее сейчас» выглядит более чем притягательно, но, увы, не для нас. У нас такое будущее – отдаленная перспектива, и мы на Парижском мотор-шоу — случайные гости. Одна из самых ярких новинок в этой сфере – концепты Renault DeZire и ZOE Z.E. Вес DeZire — всего 830 килограммов, а электродвигатель в 148 л. с. якобы способен разогнать машинку до сотни за 5 секунд. А второй заряжается за 10 минут.
Во французском desir (желание) дизайнеры заменили «S» на созвучную заглавную «Z», чтобы подчеркнуть идею Zero Emission. Вообще, Renault на салоне оказалась рекордсменкой по числу мировых премьер. Она предлагает десять таких новинок.

«Электродвижимые автомобили занимают в нашем производстве принципиальное стратегическое место, — заявляет директор по связям с общественностью группы BMW Жан-Мишель Жюше. — Даже если двигатели внутреннего сгорания представляют сегодня и еще будут представлять в ближайшие годы подавляющую часть объемов производства, мы уже давно готовимся к развитию новых средств движения, в том числе к выпуску электромобилей», — подчеркнул он. BMW уже обкатывает в ряде стран электрические Mini E и привезла в Париж свой концепт-кар ActiveE. А Mercedes выпустил первым гибридный электрокар в классе luxury, который расходует 5 л топлива на «сотку».
Вообще «зеленая тема» на парижском автосалоне приобрела размах одержимости. Выданное журналистам пресс-досье от партнера мероприятия, известной шинной компании Michelin, названо «стопроцентно экологической “зеленой” тетрадкой»: брошюра изготовлена из переработанной макулатуры и отпечатана на экологически чистом принтере.
Наше – это то, что СП Renault Samsung готовится выпустить супер-лимузин класса «люкс», предназначенный почти исключительно для клиентуры из Арабских Эмиратов и России. Но глава Renault Кристоф Девиль в такой атмосфере предпочел уйти от ответа «когда», отметив лишь, что «компания твердо намерена выпускать автомобили класса “люкс”, о чем свидетельствует премьера на парижском салоне обновленной модели “Latitude”. Но мы его уже видели.»
По этой же причине российских брендов, хотя бы в лице «АвтоВАЗа», на Парижском мотор-шоу не видно. При том, что «АвтоВАЗ» — уже фактически Renault.
Даже китайцев, все измеряющих и фотографирующих в каждой машине, здесь в разы меньше — почти нет, хотя они к Европе нас ближе. У них тоже на повестке дня «электрика». Но и автомобили практически все ведущие автокомпании теперь тоже собирают в Поднебесной, нужды «списывать» не стало.
И еще — чудные — европейцы предпочитают автомобили с механической коробкой, автоматы не любят. Под них и экспонаты и обещания руководства автозаводов выпускать только такие машины.

Мы живем еще в том счастливом «детстве», когда все кажется ярким и всамделишным. И я долго заворожено стоял перед роботом с завода Ford, который деловито и забавно по очереди вынимал из своего окружения деталь за деталью и с виртуозностью и шиком прожженного официанта демонстрировал их мне, выворачивая «руку» на разный манер и точно возвращая деталь на место. Вот истинная суть и достижение автостроения, вот его зерно!

В-третьих, нам скучно в Париже еще потому, что Европа ничего не смыслит в красивых стендистках и интересуется на автосалоне исключительно автомобилями, а стендистки — их приложение. Подойдешь в объекту – машина и машина, взглянешь на стоящую рядом «умняшку» с пытливыми глазами — и еще больше зевать хочется. Нет, и тут исключения есть, вроде Alfa Romeo или стенда Maserati, но это исключения. А у нас девушки при машинах — это целое самостоятельное соревнование, «выставка в выставке».
Даже специальные проекты, которыми так славился старейший и крупнейший в мире автосалон, теперь скукатище. Она хоть и называется «Невероятная коллекция», но в действительности – повторение пройденного: автомобили от разных производителей, демонстрирующие эволюцию спортивных модификаций, дверей в виде «гильотины», или трансформации кузова из седана в купе и универсал.
Нет, ярких названий и эффектных лозунгов еще недостаточно, чтобы получить желаемое впечатление. И 56 рейсов из Москвы в Париж в неделю — лишнее.

P.S. Лично мне на Парижском мотор-шоу больше всего понравилась только одна новинка — Ford Fiesta RS WRC: вот «зажигалка»! И как прописана! Как скомпанована! Верх красоты и дизайна — настоящее творение автопрома, вся его квинтэссенция.