Президент АвтоВАЗа Николя Мор до 2018 года будет регулярно посещать Усть-Каменогорск 

Рынок новых автомобилей Казахстана в 17 раз меньше российского – в 2015 году здесь продано менее 100 тыс. экземпляров, но все казахские колебания спроса точно повторяют наши. Рынок РФ в 2015 году сократился на 36% – казахи упали на 40%. Однако, структура рынка и факторы, влияющие на потребительскую активность здесь совершенно иные, нежели в России. Так, почти 55% новых казахских машин приходится на экземпляры, завезённые из России. Еще 22–23% – это локальное производство, остальные – импорт из дальнего зарубежья.

Однако всё это цифры официальные. Главное влияние на них оказывают неофициальные «серые» продажи в основном подержанных машин. По данным Ассоциации казахского автобизнеса, в первом полугодии 2015 года «серых» машин оказалось втрое больше, чем новых официальных. Чтобы уменьшить влияние нелегалов, Министерство по инвестициям и развитию запретило ввозить из стран-членов ЕАЭС машины, не удовлетворяющие стандарту Евро 4.

Само собой, казахское руководство заинтересовано в развитии собственного производства, поэтому все подобные начинания получают поддержку. До недавнего времени АвтоВАЗ собирал здесь только Lada 4х4, хотя отгружал местным дилерам почти весь модельный ряд. И вот на предприятии «Азия-Авто», что в Усть-Каменогорске, стартовала сборка Granta, Kalina и Priora. Интересно, что старушка-«Нива» время от времени становится самой популярной машиной страны, но порой и уступает первенство. Так, по итогам 2015 года было продано 2180 Lada 4х4 и 2203 Hyundai Elantra, а в первом квартале 2016 года машины поменялись местами.

Собственно, Николя Мор, президент АвтоВАЗа, приезжал в Казахстан не только на запуск моделей, но и на инспекцию будущего полномасштабного производства – в 2018 году должен заработать завод мощностью 60 тыс. шт. в год с возможным увеличением до 120 тыс. Но только вот зачем Казахстану с его объёмами рынка такое количество «жигулей»? И почему над подготовкой сборки по полному циклу здесь работает не только АвтоВАЗ, но и другие компании, к примеру, PSA? Ответ на этот вопрос в марте 2016 года дал вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Альберт Рау. По словам чиновника, автомобильные предприятия страны и сами нацелены на экспорт, однако им нужно достичь уровня локализации в 50%. Для этого казахи активно развивают производство компонентов. Интересно, что Александр Мигаль, руководитель марок Peugeot, Citroёn и DS в России, в январском интервью «Автомобилям» не исключил импорт автомобилей из Казахстана уже в ближайшем будущем.