«АвтоВАЗ», частично принадлежащий Renault, по итогам 2008 года принес французской компании убыток в 117 млн. евро. Эксперты прогнозируют дальнейшую убыточность партнерства.
В недавно опубликованном финансовом отчете Renault за прошедший год концерн сообщает, что доля (25% плюс одна акция) в «АвтоВАЗе» принесла ему убыток в 117 млн. евро, сообщает со ссылкой на компанию газета «Коммерсантъ». При этом за блокпакет акций французы выложили «Рособоронэкспорту» (владеет «АвтоВАЗом») 662 млн евро. Остальные предприятия, в которых у Renault есть доли, принесли французскому концерну прибыль. Так, партнер по альянсу – автокомпания Nissan (Renault принадлежит 44,3% акций Nissan) — принесла около 345 млн евро, а шведское автопредприятие по производству грузовиков АВ Volvo — 226 млн евро.
В «АвтоВАЗе» пока не подсчитывали убытки. Но финансовые эксперты в сложившейся ситуации предсказывают дальнейшую убыточность проекта. «На первом этапе любой проект уязвим, кроме того, убытки объясняются разразившимся кризисом и последовавшим падением спроса, — сообщил “Газете Ру” Дмитрий Шустерняк, гендиректор компании “ФинЭкспертиза Консалтинг”». – Однако положение усугубляется спецификой «АвтоВАЗа”— это государство в государстве. Постоянно высокие расходы и огромное количество лиц, которые кормятся с этого предприятия, делают его хронически убыточным». Чтобы сделать ВАЗ прибыльным, нужно полностью купить автокомпанию, считают эксперты, расформировать и организовать производство по новой модели, не увольняя рабочих. Такая работа равна революции в небольшой стране. Но на «АвтоВАЗе» нет людей, которые могли бы ее провести. Руководство Renault, даже имея контрольный пакет акций, не сможет изменить сложившуюся практику работы российского предприятия, убеждены аналитики.
Renault и отечественный автогигант говорят, что разрывать отношения не намерены. При этом у Renault есть два выхода из сложившейся ситуации: поставить крест на сотрудничестве и списывать убытки, или конвертировать акции в конкретные мощности и разворачивать производство своих моделей.
«Несмотря на убытки, наше сотрудничество будет продолжаться. Мы сконцентрированы на выполнении программы. Прежде всего, это обновление модельного ряда “АвтоВАЗа” и решение финансовых проблем», — говорит директор по связям с общественностью Renault в России Оксана Назарова.
Напомним: с января «АвтоВАЗ» поднял цены на машины, что может снизить и без того не высокий спрос на продукцию компании. К февралю спрос на «вазовские» машины упал на 37 %, при этом больше всего пострадала «классика», традиционно покупавшаяся больше всех. Спрос на «пятерки» и «семерки» снизился вдвое. Компания испытывает кризис перепроизводства и ищет выход из него.