В проекте, помимо России, согласились участвовать еще восемь стран черноморского бассейна.

Проект называется «Черноморское кольцо» (HWBSR). Он подготовлен Россией в конце 2006 года и предложен странам-участницам Организации черноморского экономического сотрудничества. В 2007 году в Белграде меморандум подписали 12 стран — участниц. Осенью прошлого года меморандум вступил в силу. Российский парламент ратифицирует его одним из последних: к сегодняшнему дню он окончательно одобрен законодателями 8 стран.

Меморандумом предполагается, что вдоль всего побережья будет проложена высокопропускная автомагистраль, протяженностью 7140 км, состоящая из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из которых будет иметь как минимум по две полосы движения. Дорога соединит Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. Кроме того, проект предусматривает многочисленные ответвления, в результате чего в «Черноморское кольцо» будут включены Армения, Азербайджан, Албания и Сербия.

Таким образом, основной маршрут HWBSR пройдет через Стамбул (Турция) – Самсун (Турция) – Трабзон (Турция) – Батуми (Грузия) – Поти (Грузия) – Новороссийск (Россия) – Ростов-на-Дону (Россия) – Таганрог (Россия) – Мариуполь (Украина) – Мелитополь (Украина) – Одесса (Украина) – Кишенев (Молдавия) – Бухарест (Румыния) – Хасково (Болгария) — Комотини (Греция) – Александруполис (Греция).

Как рассказал консультант Минтранса Андрей Трубицын, речь идет не столько о строительстве, сколько о приведении существующих вокруг моря дорог к стандарту международных магистралей. Стандартная транспортная нагрузка на дорогу для всех участков «Черноморского кольца» составит 11,5 тонны. На российском участке нагрузка сейчас составляет в среднем около 10 тонн, что недостаточно для полноценного сообщения. При этом российский участок – далеко не худший. «Сейчас, к примеру, почти не работает прямое сообщение с Турцией. Большегрузные автомобили приходится переправлять на паромах", - заявил Трубицын.

Грузинский участок сухопутного пути практически не используется. Для того чтобы пересекать мосты в этом регионе, каждому большегрузному автомобилю требуется специальное разрешение. После того как все страны-участницы проекта реализуют свои обязательства в рамках меморандума, грузовики будут проходить по трассе свободно. А для автолюбителей наступит настоящий рай, поскольку трасса позволит не только инрересно путешествовать, но и существенно экономить на переездах, если ехать отдыхать всей семьей или с друзьями.

Единого бюджета у проекта нет. Каждая страна реализует меморандум из собственных средств. В России, по словам Трубицына, под «Черноморское кольцо» тоже специальных средств выделяться не будет. Строительство будет вестись за счет целевых программ. Все олимпийские трассы Сочи также войдут в зону будущего «Черноморского кольца», говорят в Минтрансе. Представитель России в парламентской ассамблее ОЧЭР Александр Дзасохов оценил стоимость «Черноморского кольца» в $1 млрд.

Самой большой проблемой на пути к запуску кольцевой дороги вокруг моря остается Кавказ. Несмотря на то что Грузия ратифицировала меморандум, ясности по этому участку по-прежнему нет. На заседании комитета проекта в Салониках весной этого года от Грузии предложений по строительству участка не поступило.

Когда проект «Черноморское кольцо» будет окончательно реализован, в Министерстве транспорта России прогнозировать не берутся. Но правительственной комиссией по законотворческой деятельности России законопроект уже одобрен и передан в нижнюю палату парламента.