Несмотря на рекордные объёмы автомобилей, произведённые внутри страны, эксперты весьма пессимистично оценивают дальнейший ход событий
Сколько автомобильных брендов Туманного Альбиона вы знаете – из тех, что ещё живы? Крохотный Jaguar, микроскопический Lotus, спрятанный в гаражах миллиардеров Mclaren. Morgan, выпускающий машины на раме из ясеня в виде кит-каров с 1937 года, и непобедимый герой «Северной петли» Radical, мало пригодный для повседневной езды. Vauxhall, который уже несколько десятков лет гонит праворульные «опели»? Ах да, Land Rover, который за счет индийских владельцев начал строить алюминиевые внедорожники…
Между тем, автозаводов в Великобритании – тьма тьмущая. В 2016 году было выпущено 1 722 698 автомобилей, что на 8,5% больше, чем в 2015 году. Это лучший результат с 1999 года и третий – с рекордного 1972-го. При этом британцы купили в прошлом году 2 692 786 машин, однако совсем не тех, что изготовили сами. 80% произведённых в UK автомобилей идёт на экспорт, преимущественно в Европу.
На островах разместили свои заводы Toyota и Nissan. Opel, который, как было сказано, выпускает здесь праворульные машины для местных; Volkswagen (предприятие в Крю, где изготавливают Bentley); Geely, купившая в своё время London Taxi International и владеющая заводов в Ковентри; SAIC, худо-бедно продолжающая штамповать малолитражные MG в Лонгбридже; BMW, которой принадлежат Mini и Rolls-Royce; Honda. Но это далеко не всё. Многие фирмы имеют заводы и по выпуску двигателей: Dailmer, Opel, BMW, VW, Ford – таковых предприятий восемь. Ещё в четырёх городах делают автобусы, и ещё в трёх – грузовики.
Так вот, очевидно, что основной удар Брексита придётся по японским компаниям, которые в случае «жёсткого» выхода страны из Евросоюза потеряют возможность беспошлинно экспортировать свои автомобили на континент. Если Тереза Мей не сможет договориться с Европарламентом, а, скорее всего, именно так и произойдёт, машины, собранные в Великобритании, будут облагаться 10-процентным налогом.
Между тем, Nissan, подтвердивший было сборку в Великобритании двух новых моделей, в том числе и Qashqai третьего поколения, пока не спешит оформить обещание документально – в конце года Карлос Гон сообщил, что менеджмент будет ожидать более «чётких условий игры».