Газовая версия седана Vesta в настоящее время проходит сертификацию, электрическая существует в нескольких ходовых образцах – и только…

Сейчас и газовый редуктор, и остальные элементы системы питания LadaVestaCNGпоставляются итальянской фирмой EmerPalladio. Два баллона, установленные над задней осью продольно, куплены у компании Xperion, однако велика вероятность, что серийная версия получит агрегаты от других поставщиков. Константин Котляров, руководитель инновационных проектов Автоваза, предполагает, что получать заново «одобрение типа транспортного средства» не придётся.

IMG_6689.JPG

К слову, в качестве поставщиков рассматриваются российские заводы зарубежных компаний, специализирующиеся на разработке топливных систем – Continentalс заводом в Калуге и Bosch в Саратове. Константин сообщает, что по этим компонентам подобрать российского поставщика проблем не составит, а вот изготавливать баллоны – другое дело.

IMG_6685.JPG

Газовый редуктор под капотом Lada Vesta CNG

В настоящее время ведутся переговоры с одной из нижегородских фирм, которая производит их для грузовиков и автобусов. Они готовы начать производство баллонов для Vesta, однако ждут заказа – процесс станет рентабельным при объёме в «несколько тысяч штук в год». Поскольку на каждой Vesta стоят два баллона, Автовазу нужно запланировать к производству хотя бы 2 тыс. метановых модификаций Vesta. К слову, процесс изготовления сосудов устроен таким образом, что по длине можно сделать любые образцы, вся сложность в том, чтобы начать выпуск нового типоразмера диаметра.

IMG_6676.JPG

Два композитных метановых баллона, установленный под фальшпанелью багажника

Константин сообщает, что Автоваз проводил краш-тесты, а именно – самый важный для машин с газобалонным оборудованием удар сзади. До разрушения баллонов дело не дошло, однако даже если это случится, метан (очищенный от примесей природный газ) быстро улетучится, так как он легче воздуха. Что касается потребителей, Константин Котляров ожидает повышенный интерес от таксопарков, многие из которых (особенно в провинции) используют машины на привычном пропан-бутане. Переход на метан (CNG) может быть ускорен в случае принятия государственной программы поддержки компаний, автомобили парка которых оборудованы ГБО. Что касается серийного выпуска, то слов нашего спикера, «индустриализация модели ожидается в 2017 году».

IMG_6659.JPG

Константин Котляров, руководитель инновационных проектов Автоваза

Двигатель газовой «весты» всегда заводится на бензине, но водитель может в любой момент переключиться на газ, нажав соответствующую клавишу на центральной панели. На щитке приборов есть дополнительный указатель расхода метана. Двигатель – 1,6-литровый, 16-клапанный, тольяттинский. Поскольку баллоны занимают нишу запасного колеса, под «запаска» съест часть объема багажника, однако овчинка стоит выделки – запас хода должен быть не менее 800 км. Промывать газовые форсунки будут на том же пробеге, что и бензиновые, документ о контроле состояния баллонов будут выдавать дилеры при прохождении очередного ТО.

IMG_6670.JPG

Заправочная горловина бензобака и рядом - штуцер для метана

Между тем, отсутствие на Московском международном автосалоне 2016 (ММАС-2016) электрической версии Vesta(с индексом EV) оказалось неожиданностью даже для Константина Котлярова. Увы, машина далека от серийного производства, но не потому, что «сделано лишь несколько ходовых образцов», а по той причине, что она сконструирована на агрегатной базе LadaElLada, и это уже тупик (впрочем, руководитель инновационных проектов Автоваза с этим не согласен). Напомним, что во чреве «эллады» установлена литий-феррум-фосфатная высоковольтная батарея, которая не имеет системы жидкостной терморегуляции и годится только для стран с тёплым климатом, и по ряду параметров уступает литий-ионным. Сегодня для легковых машин такой тип АКБ производят только в Китае. Что касается запаса хода на одной зарядке, Константин Котляров делится собственным опытом: пробег на трассе составляет 140-150 км, в городе, где начинает работать система рекуперации энергии, его рекорд составил 208 км.

Текст: Сергей Арбузов