Японская компания предложила батарею с экстремально низким временем заряда - всего 6 минут!

Аккумуляторная батарея - самый дорогой и проблемный узел электромобиля и сейчас разработчики бьются сразу над несколькими проблемами. Первое и самое главное – уменьшение себестоимости производства до $70 за 1 кВт-ч. Пока этот показатель в среднем по индустрии находится на уровне $150 за 1 кВт-ч. Как только будут достигнуты заветные «70 долларов», цена электромобиля уменьшится до цены обычной машины. Однако остаются и другие вопросы. К примеру, пока у батареек относительно низкая энергоемкость, то есть энергия, приходящаяся на единицу массы. Но важнейший вопрос – скорость зарядки.

Специалисты и эксперты твердят: пожалуйста, можно быстро зарядить АКБ, но сети не выдержат. Действительно, в тех же США основная масса зарядных станций дает мощность в 11,5 и 17,2 кВт. Но недостаточная мощность сетей решается легко: Илон Маск, как известно, предлагает свои фирменные «Суперзарядки» с мощностью 120 кВт, а несколько сторонних сервисных компаний разрабатывают проекты по установке в Калифорнии зарядных станций мощностью в 300 кВт и даже 400. Несколько таких зарядок уже даже работают в тестовом режиме. Но решит ли это проблему?

Нет, потому что загвоздка не только в том, чтобы быстро зарядить электромобиль, но и в том, чтобы по мере увеличения количества циклов заряда-разряда емкость батареи не падала слишком значительно. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы батарея не очень быстро старела. И еще одно техническое узкое место: скорость заполнения АКБ зарядом падает по мере ее заполнения. Вы никогда не задумывались, по какой причине все производители «электричек» (и в первую очередь, Илон Маск) говорят, что «на 80% батарею можно заполнить за 30 минут»? Очень просто: заполнение зарядом оставшихся 20% емкости займет куда больше времени.

Короче говоря, японские инженеры Toshiba, кажется, подошли к технологическому прорыву. Заявлено, что в вопросах «старения» и «скорости» достигнут существенный прогресс. Японцы сделали батарею емкостью в 32 кВт-ч (минимальная емкость батареи Tesla Model S – 75 кВт-ч), которая позволит автомобилю массой примерно в 1,5 тонны проехать около 200 миль (360 км). При этом, даже после 5000 циклов разряда-заряда емкость АКБ сохраняется на уровне 90% от первоначальной. Следовательно, такая АКБ пройдет более 1,5 миллиона километров.

Но это не самое главное. Полностью зарядить такую АКБ при температуре воздуха в 20 градусов по Цельсию японцы обещают всего за 6 минут, а при холодной погоде, а конкретно, при минус 10 градусов – за 10 минут. За счет чего такие успехи? Инженеры Toshiba долго экспериментировали с материалом анода и пришли к выводу, что оптимально изготавливать его из оксида сплава титана и ниобия.

А что будет с ценой такой АКБ, ведь ниобий и титан не сказать, чтобы очень дешевы? Об этом пока говорить рано, сначала нужно довести такую батарею до серийного производства. Если эта технология станет массовой, придется провести ревизию всех месторождений ниобия. Сейчас основные поставщики этого металла на мировой рынок – Бразилия и Австралия. Но, конечно, при массовом спросе на ниобий будут востребованы все запасы, в том числе и небольшие, как в Мозамбике, Нигерии, Руанде. По счастью, и в наших недрах имеется этот важный металл, к примеру, его добывают в Якутии, на месторождении Томтор. Так что, если АвтоВАЗ вдруг начнет выпуск электромобиля с литиевой батарейкой с анодом из ниобия, без сырья мы не останемся. Пока на электрической Vesta стоит китайская литий-феррум-фосфатная АКБ.