Раз уж считать деньги, то по полной, решили мы и взяли на тест кроссоверы от «Чери» и «Лифана». Китайцы давно и, похоже, надолго уверились в том, что главнее на рынке – низкая цена, а если у дешевой машины еще и симпатичная внешность, то успех обеспечен. Доля правды в этом утверждении есть, ведь даже наши люди приняли китайские автомобили как доступные иномарки. Судите сами: продажи Tiggo за это, не самое успешное, полугодие составили немалые 714 экземпляров, а Х60 аж 3315 штук – больше, чем любого из кроссоверов «Форда», «Хонды», «Субару», «Сузуки» или «Сан-Йонга». Превосходство «Лифана» объясняется ценовой политикой фирмы – Х60 стоит от 654 900 до 729 900 рублей. «Чери» же одновременно продает предшествующее поколение Tiggo FL, создавая конкурента внутри марки, а Tiggo 5 вывело в новой серии Ambition Line, и его амбициозность проявляется в том числе в цене – 750 000-975 900 рублей.
«Тигго» действительно современнее – и выглядит, и едет. Но все эти тачскрины и бесключевой доступ, системы безопасности и запах фенола мы оставляем для обычных тестов. Для нас главное – внедорожные способности автомобиля, которые зависят от 136-сильного мотора, вариатора и китайских шин GitiComfort SUV 520 размерностью 225/65 R17.
Х60 по сравнению с соперником выглядит старым солдатом в свеженькой форме – последний рестайлинг добавил диодов в оптику, изменил решетку радиатора и обновил мультимедиа. У «Лифана» все из прошлого поколения: 128-сильный двигатель неприхотлив, коробка механическая, а колеса на более утилитарных 16-х дисках с корейскими шинами Kumho Sense 215/65 R16.
Перевес свесов
Геометрия 0:1
Глядя на эти кроссоверы, трудно сказать, какой из них больше, а какой выше. Обтекаемые формы «Тигго 5» скрадывают его размеры и делают силуэт более приподнятым над землей. Более квадратный «Лифан» кажется крупнее и приземистей. Но на то они и дизайнеры, чтобы выдавать желаемое за действительное, факты же остаются фактами. Для проходимости важнее не общие размеры, а свесы и дорожный просвет. И по этим параметрам Х60 выигрывает безоговорочно. При почти равной колесной базе разница в длине автомобилей составляет почти 18 см, которые разделились пополам. Передний свес «Чери» составляет 907 мм, задний – 989, у «Лифана» – 830 и 895 мм соответственно. «Тигго 5» не спасают колеса большего размера, 19 мм разницы радиуса не сильно увеличивают клиренс, который даже по паспортным данным составляет 163 мм против 179 у X60.
Городская внешность
«Тигго 5» заметно ограничивает его возможности передвижения по пересеченной местности. Попав в эту канаву, он просто уперся в ее край, и дальнейший подъем грозил оторванным бампером, хотя тяги мотора и сцепления колесам хватало
Геометрия «Лифана»
заметно лучше конкурента. И там, где «Тигго 5» уперся, Х60 проехал, не задев ни передним бампером, ни коснувшись порогами. Сделать он это смог, правда, не с первого раза, но это не проблема кузова и выбора правильной траектории, а низкий уровень технической вооруженности автомобиля
Поэтому при форсировании небольшого овражка «Тигго» уперся в земляной склон, как в стену. Преодолеть препятствие он мог бы только ценой разбитого бампера. А вот Х60 короткий крутой подъем проблем не доставил. Ему хватило и угла рампы: когда передние колеса перевалились через край ямы, под днищем оставался приличный запас.
Оценка: Cherry Tiggo 2, Lifan X60 3
«Не шмогла…»
Силовой агрегат 1:0
Небольшая на первый взгляд разница в мощности и тяговитости (8 л.с. и 18 Нм) в пользу «Чери» на деле никак не компенсируются даже меньшей на 200 кг массой «Лифана». Главное – Х60 не хватает крутящего момента. Любое, самое минимальное препятствие на дороге становится вызовом для мотора, и приходится очень точно дозировать усилие на педали газа, ловя момент между срывом колес в пробуксовку и стремлением заглохнуть 1,8-литровой китайской «четверки». Плохую услугу оказывают и очень длинная первая передача механической коробки, и ее высокое передаточное отношение. Поэтому на бездорожье приходится постоянно полувыжимать сцепление, которое при этом буксует и, ясное дело, горит. Причем задним ходом машина карабкается куда охотнее, так что из западни в виде, к примеру, пологого склона с травой и мхом иногда проще выехать на реверсе.
На «Чери» же установлен вариатор, поэтому момент подается плавно и почти без ограничений. Кроссовер гораздо легче забирается в горку и едет по перепаханному пару лет назад полю. Но вот вязкая колея становится для него засадой. Если мотор «Лифана» можно раскрутить, бросить педаль сцепления и при сильнейшей пробуксовке выбраться на твердую поверхность, то двигателю «Тигго 5» выйти на большие обороты не дает вариатор: газ в пол, а коленвал не крутится выше 2500 об./мин.
На конкурентах
установлены типичные для китайцев моторы. Небольшой объем, мало мощности и крутящего момента. При этом места под капотом столько, что влезет что-то больше и мощнее. А еще китайцы не любят столь ценимые нашими джиперами дизели
У вариатора есть два дополнительных режима работы: L не позволяет повышать передаточное отношение, S предназначен для трогания на скользкой поверхности с виртуальной второй передачи. «Снежный» не подходит для движения в колее, когда выехать можно за счет высокой частоты вращения колес, а для использования «пониженного» режима банально не хватает момента. Как в том анекдоте про лошадь: «Ну, не шмогла…» Все из-за той же плавной работы вариатора на «Чери» труднее выезжать «враскачку». Если бы трансмиссия была ориентирована на бездорожье хотя бы по передаточным числам, то недостаток момента или особенности работы вариатора у китайских машин были бы менее заметны.
Оценка: Cherry Tiggo 4, Lifan X60 3
Шины и пустота
Возможности трансмисии 0:0
Как мы условились, у наших испытуемых отсутствует малейший намек на полный привод. То есть, по сути, это приподнятые над дорогой легковушки с обычным межколесным дифференциалом в передней оси, компенсирующим разницу вращения колес в поворотах. Но с точки зрения внедорожных способностей лучше бы его не было. Ведь именно из-за дифференциала «Чери» не смог выехать из колеи – левое колесо буксовало, а правое, имеющее лучшее сцепление, оставалось неподвижным. На серьезных вседорожниках с этой проблемой справляются блокировки, на большинстве кроссоверов – противобуксовочная система, которая, принимая данные о скорости вращения колес, отдает команду тормозам сдерживать проскальзывающее. Хотя в комплектации «Тигго 5» противобукс присутствует, да вот в колее то ли сил у него не хватило перераспределить момент, то ли желания. У «Лифана» же никаких электронных помощников нет вовсе.
Фатальное сочетание вариатора
и совершенно асфальтовых шин обездвижили «Тигго 5» в этой безобидной колее. Если бы был хоть какой-то намек на межколесную блокировку хотя бы в электронной имитации, то левое колесо смогло бы вытащить «Чери»
Возможность раскрутить мотор на МКП
позволила «Лифану» на буксующих колесах перебраться через жидкую колею. Тот же маневр с вариатором «Чери» просто недоступен – механизм проглатывает все излишки крутящего момента. А вот «механика» передает все как положено – можно всю машину закидать грязью, но выехать!
Помимо относительно равной технической неприспособленности китайских кроссоверов к бездорожью на их поведении сказываются еще и особенности шин. Оба обуты в совершенно шоссейную резину с похожим гладким рисунком протектора без какого-либо намека на грунтозацепы. На сухой поверхности их характеристики очень похожи, но стоит появиться сырости, как установленные на «Чери» GitiComfort начинают пасовать. Они плохо приспособлены для движения по мокрым поверхностям и даже после купания в обычнейшей луже на грунтовке машину начинает таскать по сторонам, пока покрышки не высохнут. А значит, в сырой колее колеса «Тигго 5» цеплялись хуже Kumho, что и давало «Лифану» некоторое преимущество. Но не думайте, что установка внедорожных шин существенно повысит проходимость. Весьма вероятно, что тяжелая резина и большее сопротивление поглотят все силы слабых для бездорожья моторов.
Оценка: Cherry Tiggo 1, Lifan X60 1
Можно лучше
Поскольку эти машины никто не рассматривает в качестве покорителей бездорожья, то и специального оборудования для них никто не делает. На рынке полно различных алюминиевых, стальных, хромированных комплектов для украшения и индивидуализации автомобилей. Причем подобного декора много и для «Чери», и для «Лифана». Но среди блестящего обвеса, который предотвращает серьезные повреждения кузова и одновременно снижает геометрическую проходимость, можно найти и вполне полезные вещи вроде защиты картера двигателя и КПП. Естественно, можно поставить шины позубастее, но почти того же размера. Больший радиус не вместят колесные арки, а слабым моторчикам будет еще труднее проворачивать тяжелые колеса.
Если для продолжения движения
Х60 не хватало буквально одной человеческой силы и ее применение возвращало бойца в строй, то более тяжелый «Тигго 5» садился плотно и навсегда. Для вызволения уже приходилось прибегать к посторонней помощи, в данном случае – соперника
Холодный расчет
Общий счет 1:1
Из всего вышеописанного может сложиться впечатление, что наши испытуемые провалили тесты. На самом деле это не так. Освоившись с габаритами кроссоверов и приноровившись к особенностям управления тягой моторов, я пробиралась на них все дальше и глубже. Не все препятствия давались с первого раза, некоторые даже с третьего, но большинство из них в конце концов мы преодолевали. «Чери» проходил их аккуратнее, но эффективнее, на «Лифане» чаще приходилось брать их ходом, благо больший клиренс и небольшие свесы. «Тигго» приходилось подстраховывать снаружи, следя за тем, чтобы ничего не оторвать под брюхом машины. Но они ехали! А значит, не стоит их владельцев обвинять в скаредности. Приобретение переднеприводных кроссоверов вполне оправдано – до дачи, стоянки в лесу или места клева на водоеме они довезут. И при этом по сравнению с полноприводными расход топлива у таких машин меньше, обслуживание проще и дешевле, да и чем механизм проще, тем реже он ломается. Главное – понимать их возможности и уметь использовать достоинства. А это уже зависит от водителя, а не от машины.
Параметр | Cherry Tiggo 5 | Lifan X60 |
---|---|---|
Размеры (д/ш/в), мм |
4506 / 1841 / 1740 |
4325/ 1790 / 1690 |
Колесная база, мм |
2610 |
2600 |
Ширина передней/задней колеи, мм |
1530/1510 |
1515/1502 |
Дорожный просвет, мм |
163 |
179 |
Угол въезда |
23˚ |
25,1˚ |
Угол съезда |
20˚ |
23˚ |
Угол продольной проходимости |
20˚ |
19˚ |
Снаряженная масса, кг |
1537 |
1330 |
Двигатель, cm3 |
поперечный, рядный, 4-цилиндровый, 1971 |
поперечный, рядный, 4-цилиндровый, 1794 |
Мощность, л.с. при об./мин. |
136 при 5750 |
128 при 6000 |
Крутящий момент, |
180 при 4500 |
162 при 4200 |
Трансмиссия |
CVT |
5МКП |
Тип привода |
передний |
передний |
Раздаточная коробка |
межосевой дифференциал повышенного трения Torsen с возможностью жесткой блокировки |
муфта автомат. подключения переднего моста с возможностью принудительной блокировки |
Механизм полного привода |
отсутствует |
отсутствует |
Передаточное число главных передач |
4,782 |
3,90 |
Передняя подвеска |
независимая, пружинная, типа «МакФерсон», со стабилизатором поперечной устойчивости |
независимая, типа «МакФерсон», со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска |
Независимая на продольных рычагах, пружинная, со стабилизатором |
Независимая трехрычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Откуда Баллы?
Наша система оценок автомобилей на бездорожье основывается на сухих фактах – данных о геометрической проходимости, системе полного привода и характеристике силовых агрегатов. Итог – сумма баллов, умноженная на коэффициент, который учитывает внедорожную выносливость конструкции. Максимальная оценка – 45. Но не всегда теория совпадает с практикой, ведь в тех или иных условиях выявляются разные достоинства и недостатки автомобилей
Итог: Cherry Tiggo 7, Lifan X60 7