Как у последних представителей семейства настоящих, профессиональных вседорожников, общего у «Дефендера» и «Патриота» много. Оба – отпрыски старинных армейских династий. У обоих рамная конструкция и зависимая подвеска с жесткими неразрезными мостами.
Defender 110 сильно упростил нам выбор – у него единственный силовой агрегат из 122-сильного дизеля объемом 2,2 л и 6-ступенчатой механической коробки передач. Существует несколько комплектаций и спецверсий, но на проходимость они никак не влияют, а ABS с противопробуксовочной системой установлены на всех машинах в базе. Нам гораздо важнее, какие шины входят в тот или иной набор. Мы выбрали «Дефендер» с шоссейными покрышками ContiCrossContact AT 235/85R16, которые обладают наиболее сбалансированными характеристиками при движении по асфальту и бездорожью. Нам важно проверить, на что способен автомобиль, когда его владелец вынужден свернуть с шоссе в грязь.
Выбирая «Патриот», пришлось подумать над оснащением – и начать с двигателя. УАЗ бывает дизельным и бензиновым, но, как и 90% владельцев российского вседорожника, мы решительно предпочли второй вариант – бензиновую рядную «четверку» в 128 л.с. с 5-ступенчатой «механикой». В отличие от современных моторов, переживающих повсеместный даунсайзинг, заволжский ЗМЗ-40905 относится еще к тому поколению, которое по характеристикам напоминает моторы на тяжелом топливе – рабочий объем 2,7 л тогда считался преимуществом, а не недостатком.
Что же касается комплектации, то нужно было брать топовую «Лимитед» с АBS, борткомпьютером, кондиционером, навигатором, камерой заднего вида, обогревом сидений и лобового стекла, чтобы как-то приблизить машину к «русскому Ленд Роверу». Завершили набор колеса c заказными нижнекамскими шинами «Кама 235/70 R16». В базе же «Патриоту» положены китайские Nankang NK Utility SP-7 размерностью 245/60 R18, но рисунок у них совсем уж асфальтовый, что сразу даст преимущество «Дефендеру» на А/Т.
Школьная программа
Геометрия 1:0
Даже не заглядывая в технические характеристики, прикидывая возможности обоих просто на глаз, можно сказать, что с геометрической проходимостью у наших экзаменуемых все в порядке. Но цифры заставляют задуматься. Несмотря на большие колеса и высокие пороги, самая низкая точка – редукторы мостов – находится от земли на высоте 195 мм у «Патриота» и 250 мм – у «Дефендера»: уже серьезное преимущество на стороне «британца». Причем если у «Ленд Ровера» редукторы расположены по одной прямой и оставляют единственный след, то у УАЗа они разнесены, так что «плужить» в снежной целине или грязи он будет в два раза больше.
На этом очень крутом колейном спуске разницы в процессе торможения двигателем
у соперников не выявлено. Оба внедорожника скатывались, как на лыжах, от сноса их удерживала только колея. На «Патриоте» с его жесткими стабилизаторами спуск выглядел как падение, «Дефендер» же степенно перекатился через край. Угла рампы хватило обоим внедорожникам
Практика теорию подтвердила полностью. Разницы клиренса в 55 мм оказалось достаточно, чтобы «уазик» не смог пройти вслед за «Ленд Ровером» по колее даже там, где тот не касался верхушки. К тому же накануне выпал снег, изрядно затруднивший жизнь «Патриоту». Налипнув тяжелым комом на передний мост, он просто пригвоздил машину к земле, не давая УАЗу двинуться ни вперед, ни назад. Буксировка тоже не помогала, даже когда машину вытащили на более-менее ровный участок. Пришлось выбивать налипшую кашу ногами.
Дорожный просвет
у «Патриота», замеренный под редуктором заднего моста, оказался ниже заявленного на 15 мм
Уязвимую на бездорожье
заднюю подножку «Дефендера» лучше поднимать, но важно не забыть опустить ее при выезде на обычные дороги, иначе она закрывает номер, что может послужить поводом для лишения прав
Свесы у обоих автомобилей минимальны, по углам въезда и съезда «Ленд Ровер» выигрывает по цифрам. На практике же нужно постараться найти такое место, где эти параметры сыграют решающую роль. Если же такая жесть найдется, «Патриот» рискует расстаться со своим пластиковым декором гораздо раньше, чем «Деф» потеряет свой металлический.
Оценка: Land Rover Defender 9, Уаз «Патриот» 7
Единство и борьба
Возможности трансмиссии 1:0
Системы полного привода у наших подопечных как будто разные: постоянный полный у «Ленд Ровера» и подключаемый у УАЗа классический PartTime. Эта разница заметна при движении по шоссе, но при съезде с асфальта сходит на нет. На тяжелом бездорожье симметричный межосевой дифференциал «Дефа» лучше блокировать, жестко связывая передний и задний мосты. «Патрик» же при включении режима 4H так же жестко подключает передний мост. Так что оба будут честно грести всеми четырьмя лапами.
Увы, но «Патриот» не смог
повторить проделанное «Дефендором» пересечение глубокой колеи по диагонали. Ограничивающими факторами стали меньшие хода подвески, меньший клиренс и отсутствие системы подтормаживания буксующих колес
Но, увы, не всегда – у обоих внедорожников отсутствуют блокировки межколесных дифференциалов. А значит, оба могут угодить в «диагональную ловушку». Правда, система подтормаживания буксующих колес «Ленд Ровера» имитирует, и, надо заметить, весьма эффективно, эту самую блокировку. Именно она позволяет «британцу» увереннее чувствовать себя на бездорожье. В любой ситуации, когда колеса разгружаются по диагонали – пересечение колеи, заезд на холм и даже различная плотность грунта, – «уазик» начинает беспомощно буксовать. Электроника же «Дефендера» при добавлении газа начинает подтормаживать разгруженные колеса, перебрасывая часть крутящего момента на те, что уверенно цепляют грунт, и машина едет вперед.
Это поколение Уазика получило электронное
управление включения переднего моста и понижающей передачи, но алгоритм при этом не стал проще
У «Дефендера» управление механическое –
при выжатом сцеплении ручка раздатки переводится в положение повышенной либо пониженной передачи, она же заблокирует межосевой дифференциал
Чтобы не отставать, у «Патриота» есть одно средство – движение ходом. Но у него есть и оборотная сторона – внедорожник таким образом может долететь до места, где невозможно будет проехать по геометрическим параметрам, а сцепление уже потеряно, и колеса повиснут в грязи.
Оценка: Land Rover Defender 8, Уаз «Патриот» 7
Момент и обороты
Силовой агрегат 1:1
Спокойное рокотание грузового дизеля «Дефа» гораздо уместнее на тяжелом бездорожье. Тянуть «Ленд Ровер» начинает с самых низов и раскрывается на оборотах в 1500-2500. При этом машина может тронуться с места, даже если просто отпустить сцепление и не нажимать на педаль акселератора, даже если нужно ехать на подъем. «Патриот» же в этой ситуации банально глохнет.
Болотный дрэг-рейсинг завершился ничьей
Кто впереди не важно, главное – что оба не засели. А все благодаря тому, что под полуметровым слоем грязи оказался промерзший грунт, обеспечивший хорошее сцепление
Но когда на гору нужно подниматься ходом, а такое часто случается из-за недостаточного сцепления, на «уазике» это сделать проще: мотор легче раскучивается и благодаря быстро возрастающей скорости вращения колес в конце концов скольжение преодолевается. У «Дефа» в такой ситуации могут возникнуть проблемы: низкая передача не позволит колесам раскрутиться до нужной скорости, а при высокой не хватит момента. А еще более оборотистый мотор «Патриота» легче раскручивает колеса, которые начинают очищаться от грязи. Но если ставить зубастую резину, то справляться с ней заволжскому двигателю будет сложнее. У британскогодизеля запаса момента хватает и на грязевые шины.
Этот крутой спуск оказался
настолько скользким, что торможение двигателем на второй пониженной передаче оказалось избыточным для обоих автомобилей
Машины стало разворачивать,
как на заблокированных колесах. В этих условиях была бы уместнее третья пониженная
Что же касается коробки, то у обоих соперников для движения по бездорожью первых двух передач хватает с избытком. Тем более что наличие понижающей передачи в раздаточной коробке удваивает количество передач переднего хода, существенно увеличивая момент на колесах. Общее передаточное число на первой пониженной у УАЗа 1:43, у «Ленд Ровера» – 1:64, а если учесть более высокий крутящий момент дизеля (360 Нм против 210), становится понятным, что по энерговооруженности ульяновская машина заметно уступает английской.
На крутых подъемах с высоким коэффициентом сцепления, на тяжелых глинистых грунтах и песке «Патриоту» могло бы не хватить момента. Даже несмотря на то, что у нынешнего поколения ульяновского вездехода «понижайка» стала гораздо эффективнее: с появлением раздаточной коробки Dymos с электрическим управлением передаточное число повысилось с 1,94 до 2,54. Но в типичных условиях весенней распутицы тяговые свойства не являлись козырем. Поэтому победителем часто становился тот автомобиль, который шел первым, а проигрывала машина, водитель которой выбирал неправильную траекторию.
Оценка: Land Rover Defender 6, Уаз «Патриот» 5
Можно лучше
Оба автомобиля – отличный строительный материал для создания внедорожного транспортного средства. Набор устанавливаемого оборудования, с помощью которого можно превратить их в настоящие вездеходы, почти одинаков. Но только для «Дефендера» его выпускают десятилетиями по всему миру, и почти все можно установить как в тюнинг-ателье, так и у официальных дилеров, а для «Патриота» многие вещи делают и монтируют кустарным способом.
Установка блокировок | «Зубастая» резина | Боди-лифт | Лифт подвески | Шноркель | Усиленные бамперы | Лебедка |
---|---|---|---|---|---|---|
межколесных дифференциалов и замена главных пар, чтобы увеличить тяговитость |
большего размера сильно повышает проходимость и… нагрузку на ходовую |
поднимет кузов над рамой на проставках для установки колес большего размера, что, в свою очередь, улучшит геометрию |
увеличивает углы въезда/съезда и рампы и, как при боди-лифте, позволяет установить колеса большего размера |
увеличивает глубину преодолеваемого брода, а вывод сапунов агрегатов не дает воде заливать узлы |
защищают кузов, хотя могут ухудшить геометрию. К ним можно добавить веткоотбойники |
делает преодолимым почти любое препятствие |
Совсем чуть-чуть!
Общий счет 3:1
«Дефендер» действительно можно назвать английским «уазиком». Он простой до кондовости, неудобный, медленный на асфальте, но на бездорожье ему нет равных. А вот «Патриот» до звания «русского Ленд Ровера» недотягивает совсем чуть-чуть. Но у этого чуть-чуть есть очень хорошее объяснение – цена, которая в 3 раза ниже, чем у легендарного «британца». На разницу в 1,5 млн можно из УАЗа построить внедорожник круче «Дефендера», купить ящик шотландского виски и заехать в лес так далеко, что оставшихся денег как раз хватит на эвакуацию вертолетом.
Параметр | Land Rover Defender | 110UAZ Patriot |
---|---|---|
Размеры (д/ш/в), мм | 4785/ 1790 / 2000 | 4650 / 2110 / 2005 |
Колесная база, мм | 2794 | 2760 |
Ширина колеи, мм | 1486 | 1610 |
Дорожный просвет, мм | 250 (250*) | 210 (190*) |
Угол въезда |
48,7˚ |
35˚ |
Угол съезда | 35,6˚ | 35˚/32˚ |
Угол продольной проходимости |
149,7˚ |
24˚ |
Глубина преодолеваемого брода, мм |
500 |
500 |
Снаряженная масса, кг |
2060 |
2125 |
Двигатель | 2.2 турбозизель | 2.7 бензиновый инжекторный |
Мощность, л.с. при об./мин. | 122 при 3500 | 128 при 4600 |
Крутящий момент, | 360 при 3500 | 210 при 2500 |
Тип привода |
постоянный полный |
подключаемый полный |
Раздаточная коробка |
2-ступенчатая механическая |
2-ступенчатая с электрическим |
Передняя подвеска |
неразрезной мост, цилиндрические пружины с переменным шагом, тяги Панара, стабилизатор поперечной устойчивости |
зависимая, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска |
неразрезной мост, цилиндрические пружины с переменным шагом, А-образные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости |
зависимая, на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Откуда Баллы?
Наша система оценок автомобилей на бездорожье основывается на сухих фактах – данных о геометрической проходимости, системе полного привода и характеристике силовых агрегатов. Итог – сумма баллов, умноженная на коэффициент, который учитывает внедорожную выносливость конструкции. Максимальная оценка – 45 баллов. Но не всегда теоретическая оценка совпадает с практикой, ведь в тех или иных условиях автомобили ведут себя по-разному, выявляя достоинства и недостатки.
Итог: Land Rover Defeder 27,6, Уаз «Патриот» 22,8