Close Encounters
На морозе в пятнадцать долго вокруг да около не походишь. И все же… Нет, не «Калина»! Или «Калина»? Это с какого ракурса посмотреть. В профиль знакомый силуэт читается по пропорциям и тонким стойкам. Сзади тоже узнать можно, хотя и сбивают прозрачные стекла фонарей и номерной знак, переехавший на бампер. Спереди – совсем не русский автомобиль. Между прочим, рисовал mi-DO Кодзи Нагано, тот самый, кто создал нашумевшие в свое время «Мурано» и FX. Вот и теперь мастер не стал сдерживаться и плеснул-таки колдовства на кузов «Калины».
Хищные фары и резкие росчерки подштамповок сделали физиономию mi-DO весьма агрессивной. Предполагается, что столь яркая внешность должна привлечь городскую молодежь
Отправной точкой стал черный сотовый шестиугольник решетки радиатора, одинаковый для всех «Датсунов» «D-срез». Но по бокам его подчеркнули хищно прищуренные фары и резкие росчерки сложных подштамповок, сделав физиономию mi-DO куда агрессивнее, нежели «калиново» личико.
Переходим к тактильным контактам... «Калина»! Ручки дверей те же, открываются так же. Правда, распахиваются наотмашь, ни на мгновенье не задерживаясь в промежуточном положении: виноваты новые ограничители с пластиковым покрытием, которые должны были облегчить открывание. Получился перебор, так что на плотной парковке лучше придерживать легкие двери.
Первое «неземное» ощущение – в салоне не по-пермски тепло. Пока стоим, «зимний пакет» работает на пять: зеркала чистые, помимо печки тушку греет базовый обогрев сидений. В движении выяснилось, что пассажирам второго ряда прохладнее – чтобы теплый воздух доходил и до них, нужно подобрать оптимальное распределение воздушных потоков. Но при максимальном обогреве на окнах появляется изморозь.
Зато в дорогой комплектации у водителя и переднего пассажира появились новые кресла. Они регулируются по высоте, обзавелись поясничным подпором, стали плотнее, а подушка и спинка – длиннее. Боковая поддержка рассчитана на вполне дородного мужчину. Но моему 44-му размеру кресло показалось плоским – больше подошло базовое сиденье. Да и при росте в 162 см меня вполне устроила фиксированная высокая посадка, от которой страдали рослые коллеги. В любом случае «ми-дошные» кресла лучше, чем стандартные от «Калины».
На диване без внеземных технологий расширения пространства поменять что-то сложно. Только обивка новая, а пассажирам все так же тесно, среднему приходится поджимать колени к подбородку из-за центрального туннеля, а боковым пристраивать ступни под передними креслами. Из багажника объемом в 240 л бездонной черной дыры не получилось – мы утрамбовали только пару небольших чемоданов. Зато под полом обнаружили полноразмерную «запаску», а пятую дверь можно открыть кнопкой из салона.
В целом же большинство деталей интерьера у машин общие, только словно бы в разных упаковках. Приборная панель светится белым, а не зеленым, крутилки кондиционера мягче и четче выбирают нужную позицию, больше стало пластика под металл, на руле появилась новая отделка. Передняя панель вспучилась волной по центру – симпатично, но сильно ограничило пространство, которое владельцы «Калины» привыкли использовать под установку всевозможных гаджетов.
Запах родины
Но ни новые формы, ни новые ткани не помогли избежать чувства легкого дежавю. Возможно, виноват пресловутый «запах новой машины», который распространяют вазовские изделия. Зато звуком японцы порадовали однозначно: раздражающие пищалки «ладушкиных» поворотников они заменили нейтральными сигнализаторами. Иномарка, видите ли!
Навигатор уверенно просчитал маршрут до Молёбки – двести верст. В USB-порт втыкаю флешку с любимой музыкой, посадка удобная, в зеркала все видно – можно ехать.
На шоссе становится понятно, почему ведущие инженеры «Датсуна» – наш Максим Саржин и японец Юси Саитоу – оставили под капотом mi-DO вазовский 8-клапанник. Его 87 л.с. оказалось вполне достаточно для тонны с небольшим снаряженной массы машины. Да, мотор нужно раззадорить на разгонах до 4000-5000, но он беспрекословно слушается и выдает неплохую динамику. И главное – тянет с самых низов! Правда, и малоежкой 1,6-литровую «четверку» не назовешь – в среднем у нас вышло 9,6 л/100 км на «механике» и 9,8 – на «автомате».
На трассе проявилось еще одно отличие от «Калины» – в «Датсуне» можно спокойно разговаривать с задним пассажиром даже на большой скорости. Десятимиллиметровой слой «шумки» лежит на полу салона и багажника, на моторном щите – тяжелый битум, изолировано подкапотное пространство. У задних подкрылков – фетровые прокладки, а звук выхлопа заглушен дополнительной набивкой в глушителе. Японцам удалось уменьшить вазовский тремор – благодаря удлиненному компенсатору выхлопной системы и новому кронштейну рулевой колонки. Хотя в салон все же проникают гул двигателя на высоких оборотах и вой механической коробки.
Это знакомая «пятиступка» с тросовым приводом – над ней немного поколдовали, но серьезных изменений не внесли. Ходы достаточно короткие и почти все четкие, а вот победить гул японцам пока не удалось. Инженер ниссановского технического центра Сергей Лосев обещал, что вскоре проблему решат – шлифовкой зубьев после термообработки.
Аномальные явления
Как и все хорошее, автобан быстро закончился, и настал звездный час подвески mi-DO. Если бы не она, мы бы к инопланетянам просто не успели. Газонаполненные амортизаторы пониженного сопротивления, измененные характеристики пружин и стабилизатор поперечной устойчивости увеличенного диаметра существенно снизили крены и сделали подвеску mi-DO почти такой же всеядной, как у «Логана». «Датсун» идет плавно, не замечая мелких неровностей, как большой корабль игнорирует рябь на воде.
Правда, шасси оказалось очень чувствительным к покрышкам – хотя это больше касалось рулевого управления, чем плавности хода. Если о руле и его положении думать, то можно забыть про иностранное происхождение mi-DO. Потому что безредукторный усилитель руля гасит информативность, «прячет» нулевое положение и замедляет реакцию. Определение «литой» ему нельзя приписать ни в каких ситуациях. Однако прохват по снежному грейдеру на скорости 80-100 км/ч, когда машину периодически начинало нести в поворотах, дал неожиданный результат: легкого подруливания хватало, чтобы поймать траекторию. Не мешала этому и корректная работа электронных систем. А легкость руля пригодилась, когда мы разворачивались в тупиках деревенек, куда нас заводил навигатор.
Складывается диван точно так же,
как на «Калине»: сначала нужно откинуть подушки, а потом наклонять спинки – можно по отдельности в пропорции 40:60
Чисто по-человечески
Доехали! Вот он, единственный в России памятник инопланетянину. Сидит большеглазый гуманоид на въезде в Молёбку, мерзнет, своих ждет. Мы тоже их подождали. Поездили по деревне, поговорили с местными. Вот только вчера у школьников очередной контакт состоялся. Но нам не повезло, то ли мы не попали в их расписание, то они в наше. Развернулись через брод и поехали назад – на машине с «автоматом».
Он на mi-DO – гидротрансформатор Jatco, знакомый по Micra, Tiida и Note. На «Калине» такого сочетания нет: у нее «автомат» совмещен с 16-клапанным мотором. Откалиброванный Jatco перестал сбиваться между 3-й и 4-й ступенью, когда нужно чуть добавить оборотов на 100-110 км/ч, охотнее запускает режим кик-дауна, при этом сохранил динамику, умеренный расход топлива и переключается более плавно.
Странно все-таки получается. «Калину» и mi-DO собирают на одном конвейере, из одних комплектующих (детали совпадают примерно на 80%), одни и те же люди. А результат получается разный: «Жигули» и иномарка. Не знаю, как другие, но я считаю японцев скорее инопланетянами, чем обычными представителями человеческой расы. Это проявляется и в доведении до совершенства всего, что они ни делают, и в изобретении нестандартных вещей. Взять хотя бы mi-DO, который они сделали из нашей «Калины». Японцы ее перелицевали, перетрясли всю технику – и получился другой автомобиль. Как будто «Ладу» втянула летающая тарелка, и умные пришельцы показали, как нужно собирать машину.