Что такое китайский шелк, мы знаем — дарили девушкам платки. Что такое русский шик? Догадываемся: яйца Фаберже, дворец в Геленджике… Что такое русский шик в автомобильном сегменте — тоже догадываемся, но поездить нам не дают, это привилегия только одного человека. Про китайский автомобильный шик еще вчера мы ни сном ни духом, а сегодня вот, пожалуйста, — компания Chery из городу Уху провинции Аньхой представила первый на нашем рынке автомобиль своей премиальной марки Exeed VX.
Солидность во внешности преобладает над стремительностью
Премиальный внедорожник из Китая. Совсем недавно это вызвало бы улыбку. Мы же долго жили в представлении о китайских автомобилях, как о неловких подделках, плохо пахнущих и быстро ломающихся. Всё сильно изменилось за последние 5 лет, а в пандемическую эпоху продажи китайских брендов выросли взрывообразно. Но чтобы вот так с ходу замахнуться на премиальный сегмент, всё же как-то неожиданно. Те же корейские компании, демонстрирующие и динамичность, и решительность, только-только вывели в свет свой премиальный Genesis. И нам, у которых Lada Vesta — венец автомобилестроения, такая прыткость удивительна. Вот и проверим, оправдан ли такой напор.
Смотрим. (Пауза 8 тактов.) Ну ничего. Крупная рыба. Интересно. Вполне солидный перед. Вполне изящный для этого размера зад. Профиль не назовешь стремительным, но это же не «Бомбогини» (как называет мой 3-летний сын известную итальянскую марку, специализирующуюся на спорткарах). Не скажешь, что дизайнерское откровение, но приятное впечатление оставляют спокойные линии, мягкая пластика и даже легкий избыток хрома на «лице». Эта тема переходит в молдинги вокруг стекол, вдоль порогов, над заднем бампером. И в целом получился довольно солидный агрегат со своим обликом, не похожий ни на кого. Что уже уникально для китайского автомобиля, потому что мы знаем о местной культурной особенности: в китайской традиции подражать мастеру — это не грех, а наоборот, доблесть.
И о том, что автомобиль китайский, мы сразу догадываемся, когда заходим внутрь. Тут мы и обнаруживаем россыпь цитат. Панель управления климатом и шайба-крутилка выбора режимов — «Лэндровер». Панель приборов в виде единого удлиненного прямоугольника-экрана — впервые увидели на MБ Е-класса. Спрямленный в нижнем сегменте руль — давно делает «Ауди» на своих спортивных моделях. Хрустальная вставка в ручке переключения режимов движения — БМВ или «Вольво». Ну, а прострочка нежной белой кожи ромбом воскрешает дух «Бентли» (хотя этим тоже активно пользуется Genesis). Но что важно, обилие заимствований не превратило интерьер в лоскутное одеяло, а наоборот, сидя в кресле, которое само по себе удобно, чувствуешь себя в центре уютного дома, где все понятно и дружелюбно. Трогаем поверхности из мягкого и жесткого пластика, кожи, дерева и металла, понимаем, что всё сделано с желанием придвинуться к премиальности, но без перебора.
Нажимаем на кнопки в мультимедийном экране, убеждаемся, что не все алгоритмы идеальны, но всё работает, выбирает, видит, соединяет и много чего показывает, включая качество воздуха в салоне.
Откроем пятую дверь, чтобы оценить сколько места в багажнике. О! А тут для тех, кто не изучил матчасть VX, — сюрприз. Оказывается, у него есть третий ряд! Пробуем туда попасть, и это нам легко удается, правда, только с правой стороны. Выясняется, что третий ряд — вполне обитаемое пространство даже для взрослых, особенно если подвинуть чуть вперед второй ряд. А спинки третьего ряда, как и второго, тоже меняют свой угол наклона, что влияет на объем багажного отделения, который вполне сносный при разложенном третьем ряде. Ну, а если сложить и третий, и второй ряды, то возникает целая компактная жилплощадь.
Заводим. Турбированный бензиновый двигатель премиально тих.
Трогаемся. И он также остаётся не слышен до оборотов более 3 тысяч, которые нам нужны при интенсивном разгоне или движении в гору. Но и в этом случае двигатель не переходит на крик и не впадает в истерику.
Разгоняемся. Ощущения, конечно, не спорткаровские, но в спортивном режиме можно ехать довольно резво, а по горным дорожкам даже азартно. Подвеска, руль, меняющий свою остроту, и настройка коробка-двигатель это позволяют. Хотя размер и высокий центр тяжести, конечно, чувствуются, но главным ограничителем тут являются тормоза, первыми сигналящие водителю о том, что он управляет не горячим хэтчбеком, а большим семейным внедорожником. Если точнее, кроссовером.
Заезжаем на бездорожье. Но не очень настоящее. Полный привод у VX — подключаемый через многодисковую муфту, поэтому всеми четырьмя колесами он начинает грести на мокрой или плохой дороге, но дороге. Нет у VX желания тягаться с «Рэнджровером». Да и зачем? Кому сейчас это нужно? Зато по каменистому проселку большой Exeed едет даже с некоторым комфортом: и подвеска не пробивается, и руль не теряется. И даже крутые скользкие грязевые подъемы он преодолевает с охотой, если, конечно, за рулем сидит не девочка-припевочка. Зато она сможет сама спуститься с любой горы, потому что ей поможет специальный «ассистент».
Послевкусие, в смысле, резюме, напоминает ситуацию, которая возникает при дегустации вина, когда после мощного бархатистого «Бордо» (какой-нибудь Pauillac) вы пробуете бургундское (какой-нибудь Cote de Nuits) и оно кажется вам слегка водянистым, будто разбавленным, а его букет слишком тонким и слабо уловимым. Но если не торопиться, позволить рецепторам разобраться во вкусе, то в конце концов вполне возможно вы решите, что бутылку «Бордо» вы будете открывать на выходных, а каждый день будете себе наливать бокал бургундского.
Испытание горными кавказскими дорожками китайский кроссовер выдержал
Так и с Exeed VX. Настолько все сбалансировано и малокритикуемо, что отсутствие острых впечатлений не приводит к отторжению, а наоборот, совокупность приятных ощущений по всем позициям, отсутствие проколов (по крайней мере, не замеченных после двух дней активных поездок) делает послевкусие от автомобиля долгим и приятным.
Цена. Это всегда важнейший вопрос. Даже те, кто денег не считает, все равно спрашивают: почем сие блюдо? А сегодня ситуация совершенно уникальна: с одной стороны, у дилеров машин нет или их мало. С другой, курс рубля упал, и где его минимально стабильное дно, никто не знает. С одной стороны, VX в конце прошлого года считался самым дорогим китайским внедорожником, за него просили 3,3-3,6 млн руб. в зависимости от комплектации. А с другой, его европейских и южнокорейских конкурентов, имеющих схожие начальные цены, по этим ценам купить невозможно, потому что дилеры без наценки вам их не продадут. Поэтому реальную ценовую картину нужно выяснять в момент готовности к покупке. Ну, а сакраментальный вопрос, стоит ли тех денег этот автомобиль, которые за него просят, ответа не имеет. Особенно когда стоимость самих денег все время меняется.
Коротко о главном:
Китайские автомобилестроители, видимо, проникшись нашей поговоркой «Не боги горшки обжигают», рванули на премиальный уровень. Допрыгнули или нет? Ответ не так однозначен, как кажется. Но одно совершенно ясно: они на верном пути и уже где-то рядом.