Содержательная форма
Строго говоря, дорожку в спортзал для нового флагмана линейки Skoda протоптал предшественник, поправивший фигуру после рестайлинга 2013 г. И все же данную от рождения конституцию поменять тяжело, особенно когда она столь специфична. Создатели Superb II танцевали от печки под названием «двухсекционная дверь грузового отсека», превращающая автомобиль то в седан, то в излюбленный чешской маркой лифтбэк. Оригинально? Еще бы!
Правда, пятая дверь-трансформер, позабавив на первых порах владельцев Superb II, затем застывала в практичной, «цельной» конфигурации. Между тем оригинальность «дверного» решения, как и все в этом мире, имела свою цену – удорожание производства, увеличение веса и дополнительные сложности в случае кузовного ремонта.
В итоге, после долгих дебатов на весах предпочтений проектировщиков перевесил рациональный подход. Вполне в духе Skoda и представлений боссов концерна VW о допустимой для чешского филиала степени инженерного вольнодумства. Сожалеть ли по поводу утраты? Ностальгический вздох если и вырвется, все же не станет предвестником затяжной депрессии.
Просто потому, что «чистый» лифтбэк Superb III говорит на совершенно ином стилистическом языке, не ставя знака равенства между солидностью и одутловатостью форм кузова. Хрустальная четкость линий, «армированная» элегантностью, образуют «небьющийся» стилистический каркас, который делает еще прочнее отсутствие явного сходства с дизайном экстерьера моделей Audi и VW.
В поисках пределов
«Ррар-р-р-р!» – рявкнула выпускная система в ответ на переключение вниз. Спортивный режим обязывает! Вторая передача, апекс, взгляд – на выход из поворота, небольшая коррекция рулем, правая педаль до упора – и начиненный в люкс-комплектации Laurin&Klement всеми мыслимыми опциями Superb устремляется к следующему виражу, ведомый 280-сильным бензиновым турбомотором, полным приводом и остатками моей смелости.
Следующие 40 минут были посвящены поискам предела. Где-то же должна быть грань, за которой машина заскользит одной или обеими осями, снабдив меня достаточными основаниями для выводов о характере поворачиваемости?! Действие таблеток смелости заканчивалось, отбойники опасно приближались, а скольжений все не было. Длинная база, широкая колея в сочетании с полным приводом – тот еще магнит, да и резина с тормозами не подавали признаков усталости. В отличие от меня.
В конце концов я сдался и отправился на автостраду. Даром что ли заявлен лимит в 250 км/ч? Мой личный ограничитель сработал раньше. На 180 км/ч стойки работающего по «нормальной» программе активного шасси DCC раскачали кузов на оставлявшем желать лучшего асфальте так, что палец сам нащупал кнопку выбора режимов. В «Спорте» раскачка исчезла, но кузов наполнился неприятным гулом, а мой организм сполна оценил итальянские стандарты дорожного строительства. Конечно, можно сказать, что по сравнению с Passat B8 шасси Superb III слегка «недопиленное», а такой же в общем-то полный привод на новой Audi TT работает веселее, с заднеприводным послевкусием. Но эти соображения не отменяют главного: топ-версия Superb, способная с невероятной для «народного лимузина» легкостью пролетать повороты, – очень гармоничный автомобиль.
Как это работает
За гибкое распределение тяги между осями полноприводных версий «Суперба» отвечает умная муфта Haldex новейшего, пятого поколения. В обычных условиях почти весь крутящий момент приходит на переднюю ось – для снижения расхода топлива. При резких ускорениях он делится поровну, но может полностью перебрасываться назад в случае пробуксовки передних колес.
Да, интерьер заставляет вспомнить о Passat B8, но едва ли это стоит рассматривать как отягчающее обстоятельство, тем более что Skoda традиционно пошла дальше германского «кузена» по пути практичного обустройства внутреннего Объема. Именно так
В бизнес-классе light удовольствие за рулем – необязательное приложение. Только не в случае со Skoda Superb III!
В случае с Superb III слово «объем» пишется с заглавной буквы. Судите сами. Прямые конкуренты «чеха» в России, среди которых сплошь седаны, проигрывают ему уже в номинальном объеме багажника от 39 (VW Passat B8) до 151 л (Nissan Teana). По максимальной вместимости грузового отсека лифтбэк Skoda с его «пещерой» в 1760 л уходит в отрыв, измеряемый вообще световыми годами.
А что же, собственно, жизненное пространство? Если прежде задних пассажиров Superb приятно удивлял простор отведенной им части салона, то теперь они будут поражены, в том числе возможностью, как в представительском авто, принудительно сдвигать (опция) к торпедо с помощью сервопривода сиденье переднего пассажира. К тому же лукавый баллончик с герметиком не подменил на Skoda Superb 2015 запаску (докатку), а объем топливного бака – в противоход современной тенденции – увеличился с 60 до 66 л.
По признанию разработчиков,
увеличение на 13% жесткости кузова на кручение при наличии огромной пятой двери было самой сложной задачей. Решить ее помогло расширенное использование элементов из высокопрочных сталей и вдвое большее, чем у Superb II, количество деталей, полученных методом горячей штамповки. Отчасти результат этих мер и снижение веса прибавившей в габаритах модели vs предшественника на ≤75 кг
Словом, все 80 мм, добавленные к уже солидным 2761 мм базы Superb II, полностью пошли в дело. Заметно (+25 мм) выросла и высота салона в задней части: вполне достаточно, чтобы даже вымахавшие под 1,85 м не подпирали головой потолок. Правда, третий на диване вновь окажется если не лишним, то не слишком желанным. Раздавшейся на 69 мм на уровне локтей ширины салона хватает, а вот мощный туннель на полу едва ли позволит сидящему по центру избежать «коленного» контакта с соседями.
Впрочем, создатели Skoda Superb 2015I позаботились о том, чтобы гасить конфликты на борту. В качестве «огнетушителя» предлагается традиционный для «чехов» набор «жизненных» мелочей – по большей части за дополнительную плату. В перечне опций для европейского рынка и такие актуальные для России вещи, как всевозможные обогревы – от лобового стекла до жиклеров стеклоомывателей и сидений обоих рядов. Вот обогрева обода руля в этом списке, увы, нет. Среди практичных «железных» решений и впервые доступные на моделях Skoda выдвижной фаркоп плюс сервопривод пятой двери, который может быть дополнен виртуальной педалью.
Теперь футляр с зонтом
предусмотрен в обеих передних дверях
Топовая аудиосистема Canton
мощностью 610 Вт с дюжиной динамиков оправдывает свою цену в џ540 (вГермании)
Все гениальное – просто!
Извлеченные из боковой ниши грузового отсека сгибаемые пластиковые планки на липучке вполне справляются с фиксацией поклажи
Руководство концерна развязало чехам руки и на софтовом направлении, так что Superb III по насыщенности «умными» системами – в отличие от Octavia – в одной лиге с «родичами» из VW. Это распространяется и на IT-направление. В ассортименте – цветной тачскрин уже с начального уровня комплектации, возможность стыковки встроенной мультимедиа со смартфонами, подключения к высокоскоростному Интернету и скачивания приложений, позволяющих дистанционно контролировать ряд параметров припаркованного автомобиля. Короче, в здоровом теле – здоровый дух. А как насчет ернического продолжения древнеримской поговорки «На самом деле – одно из двух»? С этим мы разбирались на дорогах прекрасной Тосканы.
Умри тоска!
Все же у любой медали, по меньшей мере, две стороны. Российская солярка с неперевариваемо высоким для дизелей экологического стандарта Euro 6 содержанием серы, похоже, опустит шлагбаум на пути в нашу страну Skoda Superb 2015 c новыми и весьма недешевыми TDI, а потому выбор «подопытных» экземпляров сузился почти вдвое. Задача упростилась бы, возможно, еще больше, будь утверждена линейка версий новинки Skoda для российского рынка, а вместе с ней и цены. Но рано: старт продаж намечается на октябрь. Приходится самостоятельно определяться с «фокусировкой». За скобками остаются варианты со 125- и 150-сильными 1,4-литровыми турбомоторами с прямовпрыском бензина. А жаль. Любопытно, действительно ли стартовая версия совсем не черепаха (9,9 с для разгона с места до 100 км/ч)?
Эстафета: 1+3
Skoda Superb (1934–1949) Первой имя Superb (от латинского «superbus» – «превосходный») примерила в 1934 г. Skoda с индексом 640. Заднеприводный автомобиль длиной 5,5 м оснащался 2,5-литровой 55-сильной бензиновой «шестеркой» в паре с продвинутой по тем временам МКП4 с синхронизаторами двух высших передач. На этой модели чехи впервые применили гидравлическую тормозную систему. Позже на Superb устанавливали и рядные «шестерки» мощностью до 85 л.с., и 96-сильный V8. В годы Второй мировой для военных нужд выпускался полноприводный Superb Type 956. |
Skoda Superb B5 (2001–2008) Первая в новейшей истории Skoda модель среднего класса появилась в год десятилетия вхождения чешской компании в состав концерна VW. Седан Superb В5 базировался на переднеприводной платформе удлиненного Passat B5 для рынка Китая. В линейке двигателей, которые устанавливались продольно, помимо бензиновых «четверок» и V6 присутствовали дизели такой же архитектуры. Альтернативой МКП5/МКП6 в ряде случаев служил 5-ступенчатый «автомат». В левой задней двери появился отсек с зонтом. Тираж модели – около 136 000 экземпляров. |
Skoda Superb B6 (2008–2015) Superb II новой эры, базировавшийся на фольксвагеновской платформе А6/PQ46 для моделей с поперечным расположением силового агрегата, поднялся на ступень в иерархии сегментов. Изюминкой автомобиля стала пятая дверь-трансформер. В 2009 г. модель получила версию Combi с кузовом «универсал». Обе разновидности Superb B6 выпускались как в передне-, так и полноприводном варианте. На смену классическим АКП пришли коробки DSG с двумя сцеплениями. Тираж модели превысил 610 000 экземпляров (включая произведенные в Китае и Индии). |
Skoda Superb B8 (2015– ) Представленный на Женевском автосалоне-2015 Superb В8 создан на варианте фольксвагеновской модульной платформы MQB для моделей с поперечным расположением силового агрегата. По сравнению с Passat B8 база чешского лифтбэка увеличена на 50 мм. В таком виде к 2016 г. модель запустят в производство в Китае. В остальные страны Superb В8 будут поставлять с завода в Чехии. Вскоре представят и универсал. В более отдаленных планах – версия с бензино-электрической силовой установкой легкого типа. |
В любом случае, версия со 150-сильным TSI имеет куда больше шансов примерить «желтую майку» российского бестселлера, как и предшественник со 152-сильным 1,8-литровым двигателем. Легкое снижение мощности на динамике (8,8 с/220 км/ч с DSG7) почти не отразилось, зато расход топлива в смешанном цикле, как заявлено, рухнул с 7,2 до 4,9 л/100 км. Вот что система отключения половины цилиндров при частичных нагрузках вместе со снижением коэффициента аэродинамического сопротивления с 0,30 до 0,28 делают!
К тому же Superb III с таким мотором доступен не только с передним, но и с полным приводом, пусть в последнем случае и исключительно в связке с МКП (9,0 с/215 км/ч). Да, выбор закоренелых рационалистов, похоже, ясен. А чем успокоится – и успокоится ли вообще – сердце тех, кто к покупке Superb III подойдет не только с калькулятором, но и с надеждой на получение эмоционального заряда? Строго говоря, чехи, оглядываясь на прямых конкурентов, могли и не особо усердствовать на драйверском направлении. Но мы все же проверили...
Дебютирующие на моделях Skoda
«активные» системы контроля дистанции спереди и рядности работают логично и эффективно. Проверено!
Контроль рядности
помогает водителю
Индуктивное соединение
смартфонов с внешней антенной автомобиля улучшает качество
приема/передачи сигнала
Управление режимами активного шасси
двухканальное: через меню тачскрина и кнопкой на напольной консоли. В последнем случае появившиеся между клавишами хромированные порожки облегчают выбор нужной функции вслепую
Линейка турбомоторов
с непосредственным впрыском бензина и дизелей запараллелена с VW Passat B8. Прирост мощности vs двигателей Superb II достигает 20%, а экономичность, как заявлено, улучшена на ≤30%
Съемный светодиодный
плафон-фонарик в багажнике,
прежде предлагавшийся только в универсале, теперь доступен и покупателям лифтбэков
Соблюдая принцип повышения мощностного градуса, начинаю с версии со 180-сильным 1,8-литровым TSI. С ним у габаритного Skoda Superb 2015 в большинстве ситуаций уже ощутимый запас по динамике, хотя, чтобы извлечь его из закромов на автострадных скоростях, требуется с перегазовкой переключаться с 5-й и 6-й передач. Да, как и все Superb III, кроме версий с 2,0-литровыми TSI, такой вариант «в базе» получает МКП6. Возможно, с этой коробкой модель появится и у нас, прежде всего с прицелом на флитовые продажи.
Логика маркетологов из российского офиса Skoda понятна: наемные водители воздержатся от ропота на длинноватые ходы педали сцепления и рычага МКП. Вот шумоизоляция салона точно не дает повода для брюзжания. По части звуконепроницаемости колесных арок Superb III явно даст фору Mercedes-Benz C-Class new, а возможно, и по эффективности экранирования от аэродинамического аккомпанемента. Впрочем, воздух воздуху – рознь. В ряде стран, включая Россию и Китай, он настолько специфичен по составу, что вызвал эпидемию проблем у 7-ступенчатых DSG (DQ200), в которых используется пара «сухих» многодисковых сцеплений. Для выявления и устранения причины неполадок – непредвиденной реакции синтетического трансмиссионного масла с «неправильным» воздухом – потребовалось привлечь ученых-химиков.
При наличии «умного» ключа
сервопривод двери багажника можно дополнить виртуальной педалью. Правда, придется потренироваться с определением местонахождения под бампером датчика, реагирующего на движение ступни
Сервопривод принудительного смещения
к торпедо переднего пассажирского сиденья подходит и для выработки у обслуги техники японского поклона
Секции спинки дивана
складываются и нажатием клавиш в грузовом отсеке. Жаль, ровной, строго горизонтальной площадки не получается. Зато наклон спинки правого переднего сиденья позволяет перевозить длинномер до 3,1 м
Прошедшие курс лечения DSG7 – альтернатива МКП6 на Superb III со 150- и 180-сильными TSI. В последнем случае тяга двигателя снижается с 320 до пороговых для DQ200 250 Нм, что, судя по официальным данным, проходит почти бесследно для динамики (8,1 vs 8,0 c/232 км/ч с коробками обоих типов). Интересный расклад...
Но еще интереснее работает впервые доступное на моделях Skoda «активное» шасси (i910 в Германии для Superb III в комплектации Ambition и Style). Зачастую, уловить разницу в настройках можно, лишь «прислушиваясь» к автомобилю. С Superb III все иначе! Здесь порой возникает желание «прикрутить громкость». И не потому, что в режиме «Sport» подвеска (стойки McPherson/многорычажка), воздерживаясь от бескомпромиссной жесткости, становится голосистой на неровностях дорожного покрытия.
Сюрприз – проявляющиеся под сброс газа на скорости уже около 60 км/ч на петляющих дорогах живость задней оси и ощутимая боковая раскачка кузова при комфортных настройках амортизаторов. Нечто подобное происходит и в режиме «Normal», с той лишь разницей что скоростной порог, за которым амплитуда перемещений кузова расширяется сверх меры, отодвинут к зоне «штрафных» скоростей. После этого не резон сомневаться в уместности режима «Sport», в котором подвеска обретает радующую «безлимитную» плотность.
Правда, одновременно усилие на руле, регулируемое электромеханическим бустером, пожалуй, возрастает излишне, теряя натуральность, хотя в качестве «стабилизатора» на автострадных скоростях – в самый раз. Ищущие внятной обратной связи в виражах, не отчаивайтесь! Режим шасси «Individual», который сплошь и рядом видится необязательным довеском, на Superb III вполне рабочий. Амортизаторы (а на версиях с DSG еще и коробку) – в «Sport», электроусилитель руля – в «Comfort». Вот она, выигрышная комбинация!
Впрочем, вся эта «картина маслом» может прямиком отправиться в запасники памяти. Опционное «активное» шасси на Superb III для российского рынка появится, скорее всего, лишь в 2016 г., причем в сочетании с пакетом для плохих дорог, который пока в стадии разработки. На сколько с ним величина клиренса превысит европейские 139 мм и как это отразится на работе шасси – неведомо. Между тем наращенный таким же образом дорожный просвет с базовой подвеской достиг 164 мм. Вполне российская мерка! К тому же днище модели почти полностью защищено композитными экранами, облагораживающими и аэродинамику.
Увы, в тест-парке не нашлось Superb III в такой конфигурации, как и версий с менее пижонским, чем 235/45 R18, размером «обуви». А выбор тут широк: от 16-«дюймовых» покрышек на штампованных дисках для модели в базовой комплектации «Active» до низкопрофильных 19-«дюймовых». Так что вынесение вердикта о характере шасси откладывается до появления новинки Skoda в России.
Но ждать да догонять – увольте! Поэтому мы с напарником разом прихватываем подкативший к промежуточному финишу Superb III с 220-сильным 2,0-литровым TSI. Теперь попробуй догони нас! Дуэт мотора и не знавшей электрических проблем DSG6 с «мокрыми» многодисковыми сцеплениями настроен по-боевому. Казалось бы, разница по времени набора «сотни» с места vs версии со 180-сильным 1,8-литровым TSI всего секунда, но уже с «младшим» 2,0-литровым бензиновым мотором Superb III воспринимается не просто динамичным автомобилем – ракетой!
И она несется к цели – вот сюрприз так сюрприз! – с породистым, рявкающим звуком. Если этот саундтрек оцифруют в созданном в Skoda лет семь назад отделе «аранжировки», то будущие электромобили марки заговорят пусть на синтетическом, но правильном языке. Под такой аккомпанемент проглатывать виражи – сплошное удовольствие, тем более что идущий «в стандарте» для всех версий Superb III электронный межколесный дифференциал не испытывает затруднений с дозировкой 350 Нм тяги, доступных уже с 1500 и вплоть до 4400 об./мин. И кто теперь скажет, что сменивший солидную четырехспицевую «баранку» трехспицевый руль с лепестками DSG смотрится в салоне Superb III чужаком? Фитнес сделал свое дело – флагман Skoda накачал мускулы.