Надо было видеть, как местные водители шарахались в сторону, едва завидев на горизонте пару бронеавтомобилей семейства «Тайфун», пока мы ехали на них по дорогам общего пользования до полигона. Когда по узкой двухполоске на тебя несется 24-тонная бронированная глыба в камуфляже, высотой более трех метров, душа автоматически проваливается в пятки.
Попадавшиеся нам по пути дети задумчиво провожали машины взглядом, дальнобойщики недоуменно чесали голову, а дачники и вовсе замирали на месте, как вкопанные. Чего скрывать, такого вооружения российская армия еще не видела, а для гражданских это и вовсе инопланетный вездеход. Издалека в облике «Тайфуна» угадываются черты зарубежных аналогов, что совсем не удивительно. Достаточно взглянуть на фотографии американского BAE Caiman, чтобы понять, откуда взялась идея создания подобной техники у Минобороны России.
Вид из кабины «Тайфуна», что и говорить, потрясающий! Складывается ощущение, что ты управляешь каким-то неведомым доселе механизмом поистине исполинских размеров, да еще и со второго этажа. Через 13-сантиметровое (это, если что, толщина) лобовое бронестекло из Гусь-Хрустального, способное уберечь экипаж при попадании снаряда калибра 14,5 мм, дорога впереди просматривается лишь через 5–7 метров. Сразу же вспоминаются сцены погони из старого кино, когда в окнах мелькает пестрая картинка, а сама машина на самом деле стоит в студии. Но мы-то едем, и причем едем уверенно.
По данным производителя, запаса топливных баков (в общей слоности - 600 литров дизельного топлива) хватит, чтобы преодолеть около 1800 км пути
С другой стороны, острой необходимости в аквариумной обзорности у подобных транспортных средств никогда не было, и быть не могло. Им жизни нужно спасать, а не радовать пассажиров панорамными видами из окна. «Так стекло же все равно бронированное, хоть всю машину из него делай», – возразят некоторые. Не спорю, за ним – как за каменной стеной. Но чудес ведь не бывает, и в данном случае все упирается в вес. Один квадратный метр такого стеклышка потянет на 300 кг. По этой же причине площадь «бойниц» боковых окон постарались сократить до разумного минимума. Если сбоку к машине вплотную подойдет человек, то увидеть его можно, лишь открыв цельнометаллическую тяжеленную дверь. Внутри почти ничто не выдает принадлежности машины к Миасскому автозаводу.
Сквозь руль огромных размеров просматриваются два крупных циферблата тахометра и спидометра на простоватой приборке с ЖК-дисплеем между ними, на который выводится информация о запасе топлива в баках, температуре технических жидкостей и их давлении, а также о давлении в шинах.
Дальше все другое. Чуть правее – блок управления самыми разными функциями, начиная от регулировки уровня клиренса и подкачки колес, и заканчивая кнопками открытия/закрытия задней аппарели и включением стеклоочистителей. Центральная консоль стала домом для блока управления системой кондиционирования с интегрированной установкой фильтрации воздуха ФВУ-100. Если вы вдруг подумали, что она не работает, спешу вас переубедить – работает так, что мы чуть не простыли.
«Тайфун» может быть выполнен в виде модульных автомобилей, машин с однообъемным корпусом или шасси для установки систем вооружения.
А еще на машине установлена боевая информационно-управляющая система (БИУС), с помощью которой можно дистанционно управлять вооружением на борту «Тайфуна» и даже управлять самим автомобилем. Специалисты утверждают, что это серьезный шаг навстречу беспилотным боевым машинам.
Задняя часть капсулы УРАЛ-63099 оборудована десятью подвесными сиденьями (по 5 на каждой стороне напротив друг друга), конструкция которых способствует частичному поглощению взрывной волны при подрыве. Впрочем, пассажирский отсек практически один в один копирует такой же на «Урале-ВВ» для внутренних войск. Только бронирование «Тайфуна» гораздо серьезнее.
Вообще защита от фугасов и мин является одной из ключевых при разработке бронеавтомобилей «Тайфун». Чтобы соответствовать всем требованиям заказчика, в лице которого выступает Министерство обороны РФ, на машинах была использована комбинированная разнесенная защита моторного отсека, кабины и функциональных модулей, выполненная из современной броневой стали и керамических панелей. Подобная структура бронирования обеспечивает возможность наращивания защиты до уровня боевых машин, что соответствует четвертому уровню защиты по классификации STANAG. То есть «Тайфун» способен выдержать обстрел бронебойными пулями калибра 14,5 мм и подрыв мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте, что делает его незаменимым при эксплуатации в условиях горячих точек.
Помимо выдающихся боевых характеристик «Тайфун» поистине поражает своими ходовыми качествами. Кажется, он готов к транспортировке когда угодно, где угодно и куда угодно. За несколько кругов за рулем УРАЛ-63099 по полигону в подмосковных Бронницах не было ни одного момента, когда бы я усомнился в его способностях. Езду на «Тайфуне» я бы сравнил с управлением кораблем средних размеров – из-за большого передаточного отношения вращать рулевое колесо немаленьких размеров приходится довольно интенсивно. И даже несмотря на гидроусилитель, это стоит некоторых усилий. Хотя независимая гидропневматическая подвеска в сочетании с высокой массой машины делают ее поведение на неровностях и ухабах гораздо более спокойным и мягким, болтает все же не меньше, чем в открытом море.
«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других - слезы». (У Теккерей)
Коллега тут же успокаивает: мол, будь мы на этой трассе за рулем обычного гражданского УРАЛа, то скакали бы сейчас от потолка до пола, как шарик для пингпонга. На этом фоне регулировка клиренса в диапазоне от 250 до 550 мм уже не кажется каким-то баловством. В качестве силового агрегата конструкторы использовали новый двигатель ЯМЗ-5367, который в дальнейшем позволит увеличить степень унификации военных машин и бронеавтомобилей. 6-цилиндровый рядный турбодизель объемом 6,65 литра развивает 450 л.с. мощности и 1470 Нм крутящего момента. Сагрегатированная с ним автоматическая 6-ступенчатая трансмиссия производства Минского завода колесных тягачей пока работает крайне медленно, а передачи включаются с чудовищными ударами.
«Именно поэтому военная техника перед поставкой на вооружение проходит ресурсные испытания. Мы фиксируем все недочеты и неисправности узлов бронеавтомобиля, а затем отсылаем эту информацию заводам-изготовителям для устранения ошибок и точной настройки», – комментирует водитель-испытатель «Тайфуна». Нам же остается только поверить ему и дождаться того момента, когда эти бронеавтомобили займут свое законное место в рядах вооруженных сил России. Ура!