Впрочем, мы отправились на Стрельную не глазеть на зеленого дятла или лесную соню и не охотиться за летунами. Просто дорога сюда из Тольятти – идеальная трасса, чтобы оценить способности автомобиля. Тем более такого, как «Гранта». Новая «Гранта».
Что главное?
Ведь Тольятти сегодня – настоящий «Гранта-таун». Если года три назад улицы бывшего советского автограда кишели старенькими «Жигулями», пожилыми «восьмерками», молодящимися «Приорами», то сегодня здесь авто номер один – «Гранта» и ее сестричка «Калина». Именно поэтому (или вопреки этому, вот ведь парадокс!) целых два дня мы буквально купались во всеобщем внимании: мой серебристый седан и красный лифтбек разглядывали из окон проезжающих машин, нам не давали прохода во время фотосъемки, заглядывали внутрь, чтобы рассмотреть салон, одобрительно или задумчиво кивали похорошевшей физиономии автомобиля.А выражение лица у «Гранты» теперь и впрямь совсем другое. «Что важно при работе с "Грантой"? – объяснял шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин. – Подчеркнуть ее принадлежность к модельному ряду. Поэтому приоритетом была передняя часть. Мы сделали ее как можно вертикальнее, а капот максимально горизонтальным, проработали корму, чтобы она не казалась слишком узкой и высокой».
Технических изменений рестайлинг не принес, и все же кое-что у «Гранты» внутри поменялось. Так, передаточное отношение главной пары увеличилось с 3,7:1 до 3,9:1 у машин с механической коробкой и ниссановским «роботом». Последний теперь менее шумный, а также получил более износостойкое сцепление и ползущий режим: как с обычным «автоматом», машина поедет, едва снимете ногу с тормоза. А кнопка «Спорт» активирует соответствующий режим, который сокращает время переключения передач.
А ведь поначалу, когда Стив стал внед-рять на тольяттинских моделях пресловутые «икс-линии», я, признаться, сомневался – слишком радикально, слишком резко. Теперь, глядя на изменившееся до неузнаваемости грантово личико, могу лишь признать правоту маститого англичанина. Машина не просто выглядит свежее, а, что куда важнее, солиднее и богаче, дороже. Сейчас ее нетрудно спутать со старшей сестрой «Вестой». Что, собственно, и требовалось.
Прощай, «Калина», и снова здравствуй
А отличить машину от предшественницы можно и с «филейной» части – проще всего по номерному знаку. Переехав с бампера на крышку багажника, он, в полном соответствии с мыслью Маттина, сделал корму «Гранты» не столь грузной. Собственно, на этом рассказ о внешних изменениях можно и заканчивать. «Разумеется, вы не можете поменять все, – улыбается Стив. – Потому что, если изменения коснутся боковой части, вам придется нарисовать совершенно новый автомобиль».Зато в салоне обновленной машины обнаружилось калиново наследство – передняя панель от хэтча. И прежде ее можно было заказать на дорогие модификации «Гранты», а теперь более современное и эргономичное торпедо стало базовым – для всех версий. Симпатичные пластиковые вставки, более интересные руль и центральная консоль, живенькие оранжевые нимбы на циферблатах приборов с радиальной оцифровкой, черно-белый дисплей борткомпьютера вместо зелено-черного, новая рукоятка «ручника», иная обивка кресел – так однозначно лучше. Из других полезных приобретений – более широкие подголовники и ощутимая боковая поддержка на диване. Регулировкой по высоте на 40 мм оснастили кресло водителя в дорогих версиях.
Наперегонки
Правда, даже в относительно короткой поездке выяснилось, что само сиденье не слишком удобное – спина устала уже через сотню километров, что, впрочем, не удивительно, – новая обивка и лифт старое кресло не спасут, его бы, по-хорошему, вовсе заменить. Зато порадовала (хотя тоже не удивила) подвеска: 8-километровый серпантин от КПП заповедника на вершину Стрельной моя «Гранта» преодолела быстро, без напряга, гордо оставляя позади осторожно ползущие легковушки и кроссоверы всех мастей. Разбитый асфальт сменялся лесной грунтовкой, переходил в каменистый грейдер, петляя по склону горы, а я и мои пассажиры никак не ощущали трэша под колесами. Браво, «Гранта»!Серийное производство «Гранты» ВАЗ-2190 началось 16 мая 2011 года, а в продажу седан поступил в конце декабря. Лифтбек ВАЗ-2191 поставили на конвейер в Ижевске 14 мая 2013-го. Под капотом – три варианта 1,6-литрового мотора в 87 (8-клапанный), 98 и 106 (16-клапанники) сил, который ведет свое происхождение от двигателя ВАЗ-2108. В сентябре 2014 года мордаху седана обновили в стиле лифтбека, улучшилась шумоизоляция, появились новые опции. До прошлого года модель возглавляла список самых популярных автомобилей России, помимо Тольятти и Ижевска ее собирали в Чечне и Казахстане. А производство обновленной «Гранты» началось 14 августа, как только рабочие АвтоВАЗа вышли из отпуска. У дилеров машины появились 1 сентября.
Кстати, за какие? Вообще говоря, с рестайлингом «Гранта» подорожала – до 420 000 рублей. То есть, седан прибавил 10 000, а лифтбек – 2000 рублей. Однако, во-первых, машина стала не настолько дороже, насколько лучше. А во-вторых, хэтчбек и универсал, то есть, бывшие «Калины», даже подешевели – на 23 700 и 28 300 соответственно. Конечно, помня о бесплатном сыре, не стоит думать, что цены уронили из чистого альтруизма – все дело в слегка усохших комплектациях пятидверок.
Но, согласитесь, сделать автомобиль совершеннее технически, симпатичнее внешне, удобнее внутри, да еще и дешевле – задача непосильная на только для Стива Маттина и его коллег, но и для оживлявшего кукол доктора Гаспара. И уж точно потруднее, чем поймать за хвост лисицу на Стрельной горе.