Снаружи и внутри
Первое, что бросается в глаза, модный и вполне практичный пластиковый обвес по периметру кузова и эффектные релинги на крыше. Присмотревшись, можно обнаружить оригинальные бамперы, а также увеличенный до 215 мм клиренс. Прибавка в 20 мм стала возможной благодаря, в том числе, большим 17-дюймовым колесами. Между прочим, шеф-дизайнер ВАЗа Стив Маттин лично настоял на том, чтобы машина пошла в серию именно на таких дисках. Только вот с шинами оказалось сложнее: давний партнер «Лады» – компания «Пирелли» не смогла предложить покрышки, которые были бы не очень шумными и обеспечивали бы должную проходимость. Зато в «Континентале» согласились выполнить условия тольяттинцев. Поэтому автомобиль обут во всесезонный ContiCrossContact размером 215/50 R17. Вместе с новыми колесами решили увеличить колею: спереди на 19, а сзади на 54 мм. Что не только поспособствовало устойчивости автомобиля в движении, но и сделало машину солиднее внешне. Сзади установили дисковые тормоза, что потребовало новых рычагов, а ставшие более длинными передние стойки потянули за собой оригинальные потянули за собой оригинальные поворотные и L-образные рычаги иной конструкции. Кроме того, на «Кросс» поставили усиленные приводные валы с новыми ШРУСами и модернизированные стабилизаторы поперечной устойчивости. Тольяттинские инженеры изменили также точки крепления электромотора к рулевой рейке, заметно снизив вибрации на «баранке».
Делим на три
Cиловой агрегат у «Кросса» один, а версий исполнения три. Уже базовый «Классик» неплох: фронтальные подушки, дневные ходовые огни, ABS, системы помощи при старте в подъем и динамической стабилизации, регулируемый по высоте и вылету руль, легкая тонировка, передние электростеклоподъемники и 17-дюймовые легкосплавные диски. В пакет «Оптима» за 47 000 входят кондиционер с охлаждением перчаточного ящика, мультифункциональный руль и «музыка». В «Комфорте» за 809 900 руб. с активным дифференциалом Ride Select к этим опциям добавляются регулировка водительского кресла по высоте, складывающаяся спинка и выдвижной ящик пассажирского сиденья, трехуровневый подогрев передних сидений, электропривод всех стекол и обогреваемых зеркал, центральный подлокотник, три задних подголовника и розетка 12В в багажнике. Топовый «Люкс» еще на 50 000 дороже, зато получает климат-контроль, датчики дождя и света, противотуманки с подсветкой поворотов, кожу на руле и рычаге КП, подогрев руля и подушек дивана, комбинированную отделку салона. И, наконец, пакет «Престиж» за 29 000: мультимедийка с навигацией и камерой заднего вида, светодиодная подсветка салона и усиленная тонировка.
Наш тихоня
А ради чего, собственно, весь сыр-бор? Объясняя нам многочисленные, но в большинстве своем скрытые от глаз технические тонкости новинки, тольяттинцы с завидным постоянством подчеркивали: «Мы сделали все, чтобы "Икс-Рей" был предельно хорош на асфальте и неподражаем вне его». И впрямь, довесок «Кросс» существенно отразился на качестве езды XRAY – в лучшую сторону.На шоссе автомобиль держал скоростную прямую словно влитой. Даже сильные порывы бокового ветра, а он в пустынных районах Казахстана бывает очень резким, не могли сбить машину с намеченной траектории. Да и повороты она прописывала, как положено, спокойно и предсказуемо, с легкой недостаточной поворачиваемостью. На предельных скоростях «XRAY Кросс» вел себя даже стабильнее обычной версии с меньшим дорожным просветом. А повороты при этом проходил более надежно и уверенно – доработки в шасси, рулевом и тормозах явно пошли ему на пользу. Мне довелось несколько недель назад поездить на обычном XRAY Cross, и впечатления о его управляемости еще сохранились в моей памяти. Поэтому с полной уверенностью могу сказать, что его кроссовая версия на асфальте ведет себя заметно стабильнее и надежнее, особенно на предельных скоростях, а руля слушается с еще большей покладистостью.
При этом надо отметить, что на скорости 110-130 км/ч в салоне можно спокойно разговаривать вполголоса. Мы специально не включали музыку, чтобы оценить эффективность улучшенной звукоизоляции. Нет, не зря шумопоглощающими панелями проложены двери, моторный отсек и днище, задние арки и багажник. Спецы из Тольятти уверяют, что немало внимания также уделили и крыше. А мягкие щитки колесных арок (их называют локерами) дополнили ворсовыми ковриками. А еще очень кстати оказались новые покрышки – они и в самом деле довольно тихие.
Дела моторные
В общем, шумоизоляция новинки на самом деле стала гораздо эффективнее. Казалось бы, все хорошо. Однако с ростом скорости постепенно нарастал гул двигателя. После 4000 об/мин децибелы начинали напрягать, а на пяти тысячах стали уж слишком назойливыми. Видимо, защита моторного отсека оказалась все же недостаточной. Но, с другой стороны, нам-то партия велит, а какой нормальный водитель будет ездить в таком сумасшедшем режиме? Ведь на этих оборотах скорость «Кросса» на пятой передаче превышает 180 км/ч.Под капотом, кстати, скрывается еще одно отличие кроссовой версии. Если обычному XRAY положены три силовых агрегата на выбор, то у новичка пока только один – топовый 1,8-литровый бензиновый двигатель ВАЗ-21179 в 122 силы и 5-ступенчатая механическая коробка передач. «Робот», как обещают в Тольятти, появится позже. И еще. Из-за возросшей примерно на 50-60 кг массы и худшей обтекаемости «Кросс» чуть потерял в динамике и экономичности по сравнению с обычным «Икс-Реем» – до «сотни» он разгоняется на полсекунды дольше, а бензина выпивает в среднем на 0,3 л/100 км больше.
Съезжаем с асфальта
Впрочем, не для того же одели «Икс-Рей» в черный пластик, чтобы он щеголял им на шоссе. И мы с удовольствием свернули на степной проселок, проложенный по территории заповедника. Обильно сдобренный песком и верблюжьей колючкой, он то и дело пересекал целые гектары каменных россыпей из булыжников величиной с кулак с крайне острыми краями. И мы тут же распороли боковину низкопрофильной покрышки. Вот вам урок номер один – по таким острым камням все же надо ездить с большой осторожностью.За повышенную проходимость отвечают три программы с отключенной системой стабилизации: «Песок», «Снег/Грязь» и ESC OFF, в которых по-разному имитируется работа блокировки межколесного дифференциала. Можно даже выбрать режим «Спорт», благодаря которому двигатель резче откликается на педаль газа. Удивительно, но в спортивном режиме система стабилизации не отключается.
«Кросс» уверенно преодолевал небольшие песчаные наносы, словно и создавался специально для этого. Шайба, расположенная на центральной консоли, действительно работает. В чем мы с удовольствием убедились, когда посреди казахской степи вдруг ни с того, ни с сего небо заволокли серо-свинцовые тучи и повалил густой снег. Через полчаса степь уже было не узнать. Надо сказать, что по 5-7-сантиметровому снежному покрытию кроссовый «Икс-Рей» двигался с завидным упорством, порой лишь выражая свое неудовольствие небольшой пробуксовкой колес и стрекотанием ABS. Конечно, полного привода и механических блокировок дифференциалов Ride Select не заменит, но реально облегчить жизнь водителю может.
Сколько будет в рублях?
Сам же привод на все колеса на «Икс-Рее» вряд ли появится. Ведь если оснастить «Кросс» системой 4х4 от того же «Дастера», с которым его объединяет общая платформа В0, то машина подорожает еще примерно на 200 000. А ценник новинки и сегодня не назовешь демпинговым.Начинается он с 729 900 руб., что уже на 10 000 дороже обычного XRAY. Правда, начальная версия «Классик» неплохо оснащена и к тому же подразумевает 1,8-литровый мотор – «некроссовая» машина с таким двигателем стоит 679 900, так что разница, по сути, составляет лишь 50 000 руб. За модную, привлекательную внешность, лучшую управляемость и звукоизоляцию, а также повышенные возможности вне асфальта это вполне разумная переплата.
В целом же самый поздний ребенок в семейке «Кроссов» получился и самым сбалансированным, самым органичным – такой «Икс-Рей» действительно достоин называться кроссовером.