За пригоршню миллионов
Высшую математику по боку! Все предельно ясно. Британский аристократизм не рубль – девальвации не подвержен. Значит, два с половиной больших Range Rover, где "половинка" – длиннобазный "рэйндж", жаждущие сэкономить, увы, выводят за скобки. Ценники "старших" германских SUV, если забыть о Mercedes-Benz GL, стартующем со "стратосферных" 4 820 000 руб., вроде бы привлекательнее. Но это лукавая привлекательность. Плата за нее – ночные кошмары, в которых ваши приятели ехидно осведомляются, отчего вдруг у наипремиальнейшего "немца" нет даже обогрева передних сидений и обода руля, а климат-контроль лишь двухзонный и далее по списку.
Хотите спать спокойно? Ну так выложите кругленькую сумму за пакеты опций и похороните надежды на экономию. Пара "сумоистов", Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser 200, проделывают тот же трюк, только взбираясь по ступенькам уровней комплектации. И вот уже цена Patrol подскакивает с 3 850 000 до 4 230 000 руб. в версии "Toп", a на Land Cruiser 200 с бензиновым V8 – с манящих 2 999 999 до 4 198 000 руб. за семиместный вариант "Люкс". Не хотите семиместный? Пятиместный аналог обойдется... в 4 246 000 руб.
Тут на сцене появляется наш герой, Chevrolet Tahoe MY15, и палит по конкурентам от бедра. Уноси готовеньких! Первый выстрел – 3 850 000 руб. И не точка! Второй – выгода до 350 000 руб. при сдаче в Trade-in автомобилей сторонних марок. Третий – выгода до полумиллиона при той же операции с моделью Chevrolet. Четвертый – скидка 8% для юрлиц. Эти условия действуют до 20 декабря 2015 г., но что-то подсказывает: в 2016-м ценовая стимуляция продаж повзрослевших на год Tahoe продолжится. Пятый выстрел – All inclusive! Да, Tahoe new в стартовой (а на деле второго уровня) для нашего рынка комплектации LT – неуловимый Джо. О нем слышали, читали на сайте компании, но найти у дилеров такой автомобиль невозможно.
Так что только топовый семиместный LTZ. Вот теперь точка! А All inclusive от Chevrolet впечатляет: загляните в графу таблицы "Основное стандартное оборудование". Пробелы минимальны и заметны, по большому счету, лишь на фоне "кузена", Cadillac Escalade ("Автомобили" №10, 2015), который с ценником от 4 340 000 руб. Tahoe не конкурент. Традиционно. С 2006 по середину 2015 г. в России продано 7090 новых "крестоносцев"-гигантов vs 4746 их более пафосных родичей. Так чего же недосчитается покупатель Tahoe MY15? Строго говоря, только автоматически отключающегося при трогании с места электромеханического "ручника", проектора ключевой информации на лобовое стекло и массажера в передних сиденьях.
Последняя лакуна, по крайней мере для водителя, легко восполнима. Итак, наше know how. При активированной системе контроля рядности (кстати, в отличие от "мерседесовских" аналогов у нее со зрением все в порядке) и отключенных поворотниках слегка наезжаем поочередно на линии разметки слева/справа. Эффект? Половинки подушки сиденья завибрируют, сигнализируя о потенциально опасной ситуации. Жаль, так же легко не лечится отсутствие системы оповещения о знаках ограничения скорости и зон запрета обгонов (этим грешит и Escalade), а соблюдение ПДД – тоже средство экономии. Как бы то ни было, в барабане револьвера Tahoe new остался еще патрон, на сей раз без четкого ценового калибра, но это не снижает его поражающего действия.
Шестой патрон
Какая глыба! Какой матерый автомобилище! Не за эту ли фактурность россияне полюбили тот, первый Tahoe родом из 90-х? И еще, конечно, за двухэтажные фары. Их атрофия на модели третьего поколения во многом обезличила "крестоносца". Аллилуйя! Характерная оптика – понятно, в современном исполнении – вернулась! Запоминающийся получился фэйс, такой, какой и должен быть у янки-трака. Вот ключевое слово, "Truck", и оно же шестой патрон. Покупая Tahoe, вы получаете входной билет в особую касту, куда заказан вход самым габаритным "немцам" и "бриттам". "Европейцы" слишком субтильны и лощены, а марочная принадлежность затмевает в них индивидуальность модели (исключения, вроде ветеранов Land Rover Defender или Mercedes-Benz Gelandewagen, лишь подтверждают правило).
Покупая Tahoe, вы получаете входной билет в трак-касту
С траками ровно наоборот! Тому можно до небес нагородить заумных объяснений, а можно сказать коротко: американцы боготворят (тут мы едины) масштабность. В Tahoe new вы ощутите этот подход в полной мере. Что говорить, если водители-TIRовцы из небожителей превращаются так, в соседей с верхнего этажа! Правда, попутно вы получаете и типичную проблему большегрузов: подкравшаяся вплотную справа легковушка становится невидимкой, причем даже для работающей вполне корректно в иных ситуациях системы слежения за "слепыми" зонами.
Да, подобная смена масштабной сетки происходит, и когда оказываешься за рулем японских гигантов, но их создатели равнялись на американские траки, а мы со школы помним слова Александра Сергеевича, Грибоедова, о предпочтительности оригинала "спискам"/подражаниям. И это не фигура речи. Скажем, интерьеры "японцев" при всех их достоинствах немы. А в салоне Tahoe, особенно отделанном кожей неподражаемого коричневого цвета, даже при молчащей Hi-Fi-аудиосистеме Bose всегда слышатся заокеанские хиты "Ghost riders in the sky" или "Rawhide". Запамятовали, как звучат эти композиции? Посмотрите видеоприложения к материалу. Что, американский фолк не по вкусу? Тогда вот ряд "слайдов", передающих атмосферу интерьера Tahoe: ковбойские шляпы, сапоги, притороченные к седлам кожаные чехлы с винчестерами (для поколения Y, это ружья такие) и дорожные сумки, щелканье бичей и взводимых курков. Словом, сплошной Юл Бриннер на пару с Клинтом Иствудом. Уж вестерны-то вы обожаете?
Black Jack
Финансовый вопрос закрыт. Тема оружия прозвучала. До классической триады – карты, деньги, два ствола – не хватает лишь карт. А что? На невадском берегу озера Тахо, в честь которого и назван "крестоносец", казино легальны. Только знаете, не советовал бы играть с Tahoe new в Black Jack. Что за карта первой пришла траку Chevrolet? "Восьмерка"? Сильное начало. Сильнее не бывает. Лишь для рынка России и СНГ Tahoe new вместо 5,3-литрового V8 (360 л.с./519 Нм) оснащается 6,2-литровым (409 л.с./610 Нм) от Escalade.
Но сила этого мотора серии L86 не только в его отдаче. В отличие от двигателей конкурентов он не поперхнется 92-м бензином (хотя и при работе на основном, 95-м, вибрации на холостых присутствуют). А еще в нем просто нечему ломаться! Турбин, компрессоров нет, система газораспределения всего с парой клапанов на цилиндр. К тому же рабочий объем позволяет V8 "американца" сносно решать свои задачи, раскручиваясь лишь на треть от максимальных 6000 об./мин. Да, разгон получится пресный, как вода в озере Тахо, зато при деликатном обращении с педалью газа ресурс этого агрегата практически unlimited. Разбудить спящего богатыря с помощью kick-down получится не в раз, но когда после 3400 об./мин V8 проснется окончательно, тут только держись (6,8 с с места до "сотни")!
Да, иные конкуренты Tahoe берут с места резвее, в частности благодаря постоянному полному приводу. Но точно не эффектнее! Вид бросающегося в атаку на задних лапах (а трансмиссия Tahoe new позволяет ему быть и строго заднеприводным) гризли – картинка не для слабонервных, особенно когда она сопровождается утробным рыком мотора и скрежетом когтей-шипов покрышек об асфальт. И кстати, такие спурты куда меньше распаляют аппетит трака, чем ерзанье в глухих пробках. "Американец" – парень простой, и когда делать особо нечего, принимается "квасить".
Но стоит трафику ускориться, как борткомпьютер начнет шустро отматывать назад пугающие цифры (23 л/100 км – мой антирекорд) на дисплее. В ноябрьском столичном цикле, когда светотехника и трехзонный климат-контроль не знают отдыха, расход редко переваливал за 15,5 л/100 км. На трассе получалось даже 12,5 л/100 км. Еще недавно немыслимо малые величины для трака!
Выходит, и с нашим топливом перевод V8 на прямовпрыск, срабатывающая ≈ на 10% чаще система деактивации половины цилиндров при частичных нагрузках плюс появившаяся возможность отключать переднюю ось дают свой эффект.
В партии в Black Jack, сыгранной на российской земле, Tahoe new точно набрал 21
Следующей Tahoe MY15 открывает карту "4х4" (в автомобильной колоде такая имеется). "Недобор! Недобор!" – вскидываются обличители. Постойте, господа хорошие. Еще не вечер. А потом в ваших глазах что-то не заметно решимости засадить собственные дорогущие SUV/внедорожники в хляби по самое не могу, чтобы наконец проявила себя во всем блеске их изощренная оффроудная машинерия. К слову, во сколько обходится ее обслуживание и, не дай Бог, ремонт? В трансмиссии Tahoe все элементарно, как задний дифференциал-самоблок, и проверено временем, как раздатка от Magna Powertrain.
Надо лишь помнить, что режимы отличные от заднеприводного не следует активировать на сухом асфальте во избежание перегрева АКП, редукторов и усиленного износа пакета фрикционов, которые отвечают за переброску на переднюю ось до 50% тяги. "Да у Tahoe угол въезда всего 15,5°, а у версии LTZ для российского рынка нет систем автоматического удержания автомобиля при старте в подъем и подтормаживания на спуске", – продолжают свои наскоки злопыхатели. Простите, вы штурмовать Эверест собрались или хотя бы Казбек? В реальной жизни большинства владельцев full-size полноприводников куда важнее такой показатель как диаметр разворота. У Tahoe new он 11,9 м, а у близких к нему по габаритам Mercedes-Benz GL и Nissan Patrol 12,4/12,7 м. Когда окажетесь на серпантинном пятачке или в московском дворе, почувствуете разницу.
А отличия в оффроудной оснащенности Tahoe MY15 от поставляющегося к нам Escalade видны...в салоне. На кругляше, отвечающем за выбор режимов трансмиссии, одним символом больше, и это символ понижающей передачи в раздатке. Как страховка на случай, если коммунальщики уйдут в новогодний загул, пригодится, но не для участия в трофи. За океаном демультипликатор нужен тракам, чтобы лучше справляться с буксировкой тяжелых прицепов, а это несколько иная история.
Если вас все же занесет на тропу войны с бездорожьем, то выдохните легко, ведь картер V8 прикрыт поперечиной рамы, но...обязательно взгляните на градусник, измеряющий температуру за бортом. Около 0° С или ниже? Тогда юбку под передним бампером лучше снять, открутив несколько саморезов. На морозе пластик этого аэродинамического элемента дубеет, отчего клиренс сокращается с 200 до 170 мм. Короче говоря, зимой паркуйтесь к бордюрам (для жителей культурной столицы, к поребрикам) перпендикулярно кормой: там теплолюбивых ограничителей дорожного просвета нет.
Наконец, Tahoe new приходит третья, обязательная для траков карта. Хотя, знаете, на этапе проектирования модели ходили разные слухи о типе ее кузова. Но боссы GM все же здраво рассудили, что безрамный кроссовер Tahoe будет столь же нелеп, как выкрашенный в розовый Белый дом. Значит, вновь старый, добрый BOF (Body on frame). Впрочем, от старого лишь величина базы, которая у Tahoe "заморожена", начиная с модели второго поколения. И вот какое дело: пропеть о Tahoe IV "ах, шарабан мой, "американка" уже не светит. Вариант GMTK2UC новой "джиэмовской" трак-платформы не позволит.
Так порадовавшая весной во Франции плавность хода Escalade с новыми "магнитными" амортизаторами осталась и при Tahoe new на российских дорогах. Да, в отличие от "кузена кэдди" у трака Chevrolet лишь один режим таких амортизаторов, но он вполне универсален. Крены водворены в рамки приличия и без любимых немцами дорогущих "активных" стабилизаторов поперечной устойчивости. А как задорно огромный "крестоносец" заныривает в крутые повороты под сброс газа! И как легко стабилизируется благодаря задней, да, зависимой, но пятирычажке и информативному рулю с электроусилителем! Вопли по поводу того, что почти 3,5 оборота "баранки" от упора до упора – перебор, пропускаю мимо ушей.
В Tahoe new все подверстано под стать и вес модели. Хотя нет, есть претензии к разработчикам "активного" круиз-контроля. Эта штука работает отменно даже в мерзкую погоду и к тому же не дает водителю заснуть, поскольку на небольшом удалении от преграды, когда скорость погашена ≈ до 5 км/ч, отключается под пиликанье аудиосигнала. Но почему – черт возьми! – регулятор дистанции до попутного автомобиля такой перестраховщик?
В выбранный автоматикой минимальный зазор легко влезет "ГАЗель"! Господа из GM, добавьте, please, четвертый, московский режим, чтобы даже smart не просочился. Риска – ноль, ведь теперь тормозам Tahoe хватки не занимать! Не, спорю, на гоночной трассе или серпантинах Альп "американцу" не угнаться за немецкими SUV с их хитроумными шасси. Но выгляньте в окно. Вы видите там Nordschleife, сеть автобанов? А расцвет экономики? Сегодня в России автомобиль должен быть крепким, простым в обслуживании.
Если при этом он еще и мощный, комфортабельный, с оффроудным потенциалом, то чего же еще желать? Так ведь это словесный портрет Tahoe IV! Да, в партии в Black Jack, сыгранной на российской земле, этот "американец" точно набрал 21. Теперь при новой встрече с траком Chevrolet не избежать Tahoeкардии. Это приятное, совсем не опасное в отличие от тахикардии ощущение. А потому не придется тратиться на антиаритмический лидокаин. Опять же экономия!