Окрестности Калининграда оказались удивительно милы собой. Особенно хорош Светлогорск – с его по-южному курортным променадом и небольшими аккуратными домиками. Почти Европа! А уникальная Куршская коса, поросшая «танцующим» лесом и украшенная песчаными дюнами? Восторг же!
Как известно, самый западный регион страны не всегда был исконно русской территорией. Однако после второй мировой Калининградская область благополучно приросла к Советскому союзу и осталась с Россией после его развала – на почтенном удалении, будучи отрезанной от «большой земли» чрезмерно суверенными прибалтийскими государствами.
Русификация явно не пошла на пользу этой части бывшей Восточной Пруссии. Многие исторические артефакты, уцелевшие во время войны, были осквернены советской властью, а некоторые так и вовсе утрачены. О небоевых потерях всем своим видом кричит замок Шаакен, который после Великой Отечественной был модифицирован в приют для немецких детей-сирот, а после отошел колхозу. После этого двор замка стал конюшней, а многовековые постройки превратились в руины – разумеется, не без участия местных жителей, которые активно использовали исторический кирпич для личных хозяйственных целей.
А вот японскому кроссоверу русификация, напротив, пошла на пользу. Этим летом Murano утвердился на конвейере завода Nissan Manufacturing Rus, что под Санкт-Петербургом – спустя два года после официального дебюта. Машину адаптировали под нашу действительность: 3,5-литровый бензиновый V6 (заводское обозначение VQ35DE) дефорсировали с 265 до 249 сил, причесав «лошадей» в соответствии с особенностями нашей системы налогообложения. Кроме того, инженеры подобрали иные настройки для подвески – для этого им пришлось заменить пружины на более жесткие и поколдовать с калибровкой клапанов в амортизаторах. Ну и, конечно, ниссановцам необходимо было вживить в электрику автомобиля систему ЭРА-ГЛОНАСС – без нее теперь никак.Рыночные перспективы гибридной версии весьма туманны
Выйти из «Резонанса»
Нетривиальный дизайн изначально был главной привлекательной стороной Murano – начиная с самого первого поколения. Кроссовер серии Z50 в Америке поступил в продажу в 2002 году и был тепло принят местной публикой. У нас эту машину не продавали и, как выяснилось, совершенно зря: запретный плод оказался столь сладок, что серые дилеры дружно потащили Murano в Россию. Глядя на это потребительское безобразие, в представительстве Nissan решили, что кроссовер и впрямь будет пользоваться спросом – и в 2005 году начали поставлять его к нам совершенно официально. В общей сложности удалось продать около 9500 машин.
В конце 2007 года началось производство Murano второго поколения (Z51), построенного на более современной платформе Nissan D, общей с седаном Teana и кроссовером Infiniti QX60. У российских дилеров этот автомобиль появился в ноябре 2009-го и оказался успешнее своего предшественника, разойдясь 25-тысячным тиражом. На этом этапе жизни Мurano произошел забавный эпизод: в один прекрасный момент у кроссовера появилась неожиданная модификация CrossCabriolet с 2-дверным кузовом и мягким съемным верхом. В таком исполнении «Мурано» продавали только в США в течение нескольких лет, однако досрочно сняли с производства, поскольку особым успехом «кабрик» не пользовался: американцев смущала неоднозначная внешность машины и ее высокая цена – без малого 50 тысяч долларов.
Кроссовер третьего поколения с заводским индексом Z52 отпремьерил в 2014 году на мотор-шоу в Нью-Йорке, а появлению серийной версии предшествовал концепт-кар Resonance, представленный годом ранее. До конвейера прототип в чистом виде не дошел, но импульс послал мощный – отдельные элементы дизайна у него Murano благополучно позаимствовал. Из наиболее заметных черт концепта серийной машине достались пропорции, форма оптики, пущенные по бортам волны, своеобразный изгиб двери багажника и характерная задняя стойка кузова, визуально отделяющая крышу машины от ее «тулова». Обсуждать тут нечего: в потоке «Мурано» точно не затеряется!
Тяни! Толкай!
До недавнего времени проблемы выбора подходящей машины не существовало – достаточно было определиться с комплектацией. Больше выбирать было не из чего: все Murano оснащались 3,5-литровым V6 и полноприводной трансмиссией во главе с вариатором. Со сменой поколений ситуация поменялась: отныне базовая версия подразумевает привод только на передние колеса. Кроме того, в модельном ряду нарисовался гибрид, силовая установка которого идентична оной у Pathfinder: рядная «четверка» объемом 2,5 л, которую подкармливает приводной нагнетатель, объединена с 15-киловаттным электромотором и в сумме выдает 254 силы (при этом дорожный налог считается только по ДВС, в котором 234 л.с.). И если переднеприводный кроссовер должен пользоваться хорошим спросом, то рыночные перспективы гибрида туманны: мало того, что он сам по себе дороже, так еще и продаваться будет исключительно в самой богатой комплектации.
Тем не менее свое знакомство с Murano я начал c гибрида – чтобы попробовать и забыть. Машина оказалась любопытной: в ее поведении я так и не смог распробовать специфических для гибридомобилей особенностей. Так, например, у меня сложилось полное впечатление, что кроссовер не глушит двигатель вовсе: даже на светофорах мотор молотит на холостых оборотах. Соответственно, о такой штуке как «старт-стоп» здесь и речи нет. При этом двигатель все равно живет своей жизнью, повествуя о ней не самым звучным голосом: акустический аккомпанемент, сопутствующий разгону, лишен даже намека на благородный выговор. К динамике разгона, однакось, претензий нет: гибрид ловко снимается с места и охотливо набирает ход. И тормоза не разочаровали: от машины с гибридной силовой установкой я ожидал «резиновой» педали с невнятной обратной связью – как, скажем, на Infiniti Q50. Здесь же – все более менее прилично.
И все же традиционная модификация с обычным бензиновым V6 понравилась больше. Самые первые метры такому «Мурано» даются немного тяжелее – в отличие от гибрида, ему приходится обходиться без помощи электромоторов, рассчитывая исключительно на собственные силы. А ими «шестерка» не обделена – и потому разгон кажется весьма шустрым. Немалая заслуга в этом и цепного вариатора Jatco, который настроен, не побоюсь этого слова, отменно: и переключения передач имитирует, и на подачу газа реагирует очень живо. При этом отчетливо слышно, как старается мотор: в отличие от гибридной «четверки», старый добрый V6 обладает хорошо поставленным тенором, который радует слух в момент интенсивного разгона.
Настрой-ка!В движении руль информативен, однако на парковке он кажется слишком тугим
Калибровкой амортизаторов и подбором жесткости пружин инженеры российского подразделения «Ниссана» занимались явно не зря: результат их работы очевиден и похвален. Неровности кроссовер отрабатывает замечательно – не идеально, конечно, зато с какой-то запредельной уверенностью. Плавность хода хороша, хотя на поперечных стыках и ямах с острыми краями обутый в 20-дюймовые шины «Мурано» все же спотыкается. Подозреваю, что «осьмнадцатых» колесах машина будет преодолевать неровности еще лучше – хотя, повторюсь, меня все и так устраивает. По грунтовке можно идти, не снижая хода, а перед «лежачими полицейским» необязательно замедляться – чувствуется, что шасси все стерпит. При этом крены в поворотах более чем умеренные, а раскачки нет ни при разгоне, ни в момент торможения.
Руль, кстати говоря, в достаточной степени насыщен реактивным усилием – по крайней мере, пустым его уж точно не назовешь. Но вот что насторожило: на парковке «баранка» кажется слишком тяжелой. И если есть основания полагать, что на Murano будет ездить барышня, то настоятельно рекомендую посетить вместе с ней салон дилера и пройти тест-драйв – возможно, ей такие настройки рулевого управления придутся не по вкусу.
NASA для нас
Тот факт, что при создании кресел ZeroGravity, способных обеспечить позу минимальной утомляемости, использовались наработки авиакосмического агентства NASA, чрезвычайно вдохновляет. А вот сами кресла не особо впечатлили. Удобные? Да. И это уже хорошо – значит, наработки пригодились. Мне только вот что непонятно: если от утомляемости оберегает какая-то особая поза – то зачем креслу иметь столько регулировок? Ну да ладно. Главное, что есть память настроек – всегда остается шанс сесть не так удобно, как за тебя решили, а как ты сам привык.
Салон оставил приятное впечатление. Есть возможность выбирать между светлой и темной обивкой, которая в любом случае будет кожаной. Я бы выбрал темную: однозначно практичнее и к тому же выглядит строже. С другой стороны, светлая кожа смотрится наряднее… В общем, вам решать – на цене это все равно не отразится.
Панель приборов хороша; да и дисплей бортового компьютера, распростершийся промеж циферблатов, не оставляет желать лучшего: функциональное наполнение и четкость графики – безукоризненные. Раздражает только одно: автоматический режим предусмотрен лишь у водительского стеклоподъемника. Одно это обстоятельство губит на корню всякие потуги Murano на премиальность.
Что занять? И сколько?
Мультимедийка не особо впечатлила. И хотя система NissanConnect в самой свежей редакции кажется всемогущей, в исполнении Murano она подкачала: быстродействие не впечатляет (а порой даже раздражает). Качество же озвучки и вовсе кажется кощунственным: фраза «Займите левую сторону дороги» побуждает взять в долг некую сумму денег – например, 2 460 000 рублей, которые открывают прайс-лист на Murano в базовой, но отнюдь не бедной комплектации Mid. Еще лучше добавить 120 тысяч до полного привода – все же автомобиль такого класса в недоприводном исполнении как-то не комильфо. Доплачивать за более «жирные» комплектации особого смысла нет – без дополнительных «ништяков» вроде подогрева заднего ряда или панорамной крыши можно легко обойтись.
Сложно сказать, насколько успешным окажется третий Murano – этот кроссовер оставляет впечатление нишевого автомобиля. Почему? Хотя бы по той причине, что за эти (а то и меньшие) деньги можно взять более вместительный кроссовер (Ford Explorer, Toyota Highlander, Honda Pilot). Именно поэтому, кстати, у Murano практически нет прямых конкурентов, при этом соперниками могут быть как более дорогие представители премиума наподобие Lexus RX, так и относительно демократичные авто вроде Hyundai Santa Fe и Kia Sorento. Но - так или иначе - просторный салон и богатое оснащение в сочетании с неплохим силовым агрегатом и отлично настроенным шасси делают машину вполне привлекательной. А главное – внешность: Nissan выглядит очень интересно и пока еще свежо.
А это, согласитесь, тоже важно.