Автомобили.ру

Ни на каком языке это слово ничего не значит, а образовано от «I have all»: в мягком переводе – «у меня есть все». Китайцы произносят Haval как «Хафу», с ударением на «а», англоязычные говорят «Хэвол», ну а наши – понятно как. Сотрудники российского представительства новорожденной марки аккуратно поправляют: «Хавейл». Впрочем, в народе, который Lexus переделал в «Лехус», придумал «бэху», «пыжа» и «мерина», не зря говорят «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Одно дело – умозрительные рассуждения по поводу имени, и совсем другое – автомобиль во плоти.

А он хорош! Ей-богу, хорош! Охранники, заправщики, мойщики при виде большого, залитого хромом и утыканного фальшивыми воздухозаборниками внедорожника высотою под два метра как по команде становились ласковее – от греха подальше или в расчете на щедрые чаевые. И на дороге встречные-поперечные разглядывали нас во все глаза: из-за стекол седанов можно было видеть задранные подбородки, а с верхотуры грузовиков – опущенные лбы. «Хавейл» внимательно рассматривали абсолютно все мужики.

Если вы не доплатите за блокировку заднего межколесного дифференциала, Н9 будет легко попадать в ловушку диагонального вывешивания, беспомощно вращая буксующим колесом

Именно «мужики», знающие, как заработать копейку, рубль или доллар и как с умом их потратить, в том числе и на автомобиль с имиджем. Реагировали они на Н9 правильно: пропускали, уступали и даже не пытались выдавить из левого ряда. Получается, одежка у Н9, которую кроил не кто иной, как Пьер Леклерк, приложивший руку к BMW X5 и X6, самая что ни на есть правильная.

Открывающуюся в сторону

дороги заднюю дверь китайцы, как их коллеги из УАЗа, наверняка подсмотрели на японских вседорожниках. Зато багажник очень хорошо организован – инструмент на своих местах, не болтается и не гремит

Вслед за «посмотреть» ведь обязательно надо же и пощупать. Вот и на соседней стройке, куда я заехала в поисках крутого офф-роуда, мужики долго и одобрительно цокали языками. Ходили вокруг, нажимали на большие панели – не прогибается, значит, сталь толстая. Сравнивали зазоры – ровные, со сборкой все в порядке. Ковыряли хром – не отслаивается, до зимы продержится. А можно салон посмотреть?

«Ну, ваще!» – такова среднестатистическая реакция на кожу и вставки под металл внутри «Хавейла». И это еще никто не перечитывал список из 137 пунктов описания комплектации. Прораб с главным инженером пытались вспомнить, на что больше всего похож этот интерьер, и пришли к выводу, что на все сразу. Дизайн не броский, но и не скучный, классический, но не старомодный. Спокойные, нейтральные материалы – пластик не жесткий, но и не премиальный, кожа очень похожа на натуральную – грубоватую и носкую, кнопки в меру глянцевые и не оставляют отпечатков от каждого касания. Собрано все аккуратно и плотненько.

Стандартный набор режимов

современного внедорожника – для асфальта и для перемешивания колесами снега, грязи или песка

Меню центрального дисплея

подробно и более-менее логично. Правда, для включения подогрева сидений придется выбират­ь настройки в меню

Трудности перевода

обещают скоро исправить, и тогда «Хавейл» лишится харизматичных «горючки» (запас топлива) и «20 км до пустоты» (запас хода)

На «галерке», в отличие от

большинства 7-местных автомобилей, достаточно просторно, а доступ к 3-му ряду традиционно неудобен

Такой же качественный нейтралитет и по эргономике. В передних креслах без проблем усядутся водитель и пассажир практически любой, а не только моей, довольно субтильной комплекции. Регулируются сиденья при помощи электропривода по 8 и 4 направлениям соответственно, а левое помнит три положения. Мне сидеть было, пожалуй, не слишком удобно – не хватало боковой поддержки, но при этом дневной пробег в 300 км спина не почувствовала – значит, все в порядке. Комфорт на диване почти как в бизнес-классе: подогрев, 2 регулировки, собственный климат-контроль и даже ионизация воздуха. А места хватает трем упитанным пассажирам.

А еще китайцы позаботились о том, куда разложить и мелочовку, и вещи посерьезнее. Карманы, подстаканники – все в лучших американских традициях. В 5-местном варианте багажник рассчитан на 747 лит­ров груза, при сложенных сиденьях здесь уместится аж полтора кубометра. А вот при разложенном 3-м ряде доступно только 112 л, но загружать их нужно с умом. Дело в том, что по инструкции «Хавейл» не может перевозить более 525 кг, и получается, что при полном 80-литровом баке средний вес члена экипажа должен быть менее 66 кг, и никакого багажа!

Словом, для путешествий Н9 подготовлен неплохо, но в пути не стоит забывать о кондовой рамной конструкции машины с неразрезным задним мостом и огромной массе в две с лишним тонны. Мой первый опыт торможения на «Хавейле» закончился почти паникой: «Ой-ой-ой! Когда же эта громадина начнет останавливаться?» Ход педали оказался очень длинным, а эффект от нажатия – минимальным, поэтому приходилось давить активнее и почти сразу до упора, или совсем заранее. С динамикой обратная ситуация – тяжелый внедорожник разгоняется легко, хоть и не быстро, и так же легко едет. Первое время нужно было приучать себя смотреть на спидометр, чтобы не насобирать штрафов с камер: H9 без разницы: что 60 км/ч, что – 120.

А еще «Хавейлу» по барабану качество дорожного покрытия. Он плывет над выбои­нами так, будто у него не пружины, а пневматика. Подвеска легко простила мне яму с острыми краями глубиной сантиметров 10, в которую я влетела на 80 км/ч: глубокий кивок, жесткий удар без пробоя и еще пара секунд на стабилизацию положения кузова – вот и все последствия. Неприятно становится только в асфальтовой колее – совершенно пустой руль начи­нает гулять, машину приходится подлавливать. В других же ситуациях эта пустота не мешает – на интуитивном уровне понимаешь положение колес и закладываешь необходимую траекторию. Тем более что проходить повороты на скорости не хочется – слишком высок для этого Н9. А при парковке и на бездорожье легкий руль скорее плюс.

Пока включаю режим 4L и выезжаю на вдрызг разбитую самосвалами колею, вспоминаю, что «Хавейл» – премиальное подразделение Great Wall, чьи «Ховеры» и «Винглы» уже успели заработать в России репутацию неплохих «проходимцев». И особенно ценятся теперь, когда совсем мало осталось серьезных рамных вседорожников.

Клиренс у H9 небольшой – всего 206 мм, зато свесы довольно короткие. А еще он едет! По плотной, скользкой глине тяжелый автомобиль неуклонно ползет к цели. Но учтите, у «Хавейла» система полного привода кроссоверная – без жесткого подключения передних колес, распределе­нием крутящего момента с 0/100 до 50/50 заве­дует электроника. Поэтому нужно поймать необходимое для активной системы полного привода число оборотов и держать их, не срывая колеса в пробуксовку. Обороты возможно высоковаты, и если бы у автомобиля были мощная V8 или тяговитый дизель, то «Хавейл» был бы настоящим бойцом. Ведь не зря марка пять раз участвовала в ралли-рейде «Дакар», а на глобальном сайте у Н9 даже есть опция – установка лебедки!

В целом же китайцы удивили – и не только сочетанием рамы, зависимой подвески, понижающей передачи и практически кроссоверной трансмиссии. «Хавейл» реально хорош, за единственным, пожалуй, исключением – слабого для такой массы двигателя в 218 сил хватает исключительно для неспешного передвижения, а при рабочем объеме в два всего лишь литра это означает высокий расхода топлива. Но цена… Почти два с половиной миллиона за китайскую машину совершенно безвестной модели! Да ведь за такие деньги можно купить Prado, Pajero или Explorer. Понятно, что за 2,3 млн они будут в простой комп­лектации, зато у «Тойоты», «Мицубиси» и «Форда» есть имя и репутация, которые зарабатывались десятилетиями. У Haval нет пока ни того, ни другого. Впрочем, репутация – дело наживное. И не боги, разумеется, горшки обжигают.


Техника

Бюджет

Цены на Н9 начинаются с 2 149 900 руб. Дилеров всего 5: два в Москве, в Санкт-Петербурге, Саратове и Тюмени. Годовой налог и ОСАГО в столице – 17 100 и 13 177,6 руб. соответственно. Гарантия на авто составляет 3 года или 100 000 км. Межсер­висный интервал – 5000 км, первое ТО – бесплатно

Основное стандартное оборудование

В Россию поставляются две комплектации Н9 Elite и Elite+, которые отличаются сиденьями с отделкой из кожи Nappa, регулировкой пассажирского сиденья по 4/6 направлениям и наличием блокировки заднего дифференциала. В стандартной «Элите» есть 18-дюймовые диски из легкого сплава, биксеноновые фары с омывателем, светодиодные дневные ходовые огни и фонари, «противотуманки», подножки со светодиодной и лазерной подсветками, люк, полный электропакет, подогрев передних сидений и руля, доступ без ключа, Bluetooth, подсветка салона с изменяемым цветом, 8-дюймовый сенсорный дисплей, мультимедиа, акустика Infinity с 10 динамиками (включая сабвуфер), датчики дождя, освещенности и давления в шинах, 6 подушек безопасности, парктроники, камера заднего вида, ESP, ABS, системы помощи на подъеме /спуске, противобуксовочная и защиты от опрокидывания, круиз-контроль

Основные опции

А вот улучшить Н9 практически нечем. Можно выбрать черно-серую или бежево-черную отделку салона, обогрев дивана, розетку на 220 В /150 Вт в багажнике, навигацию и DVD-проигрыватель для пассажиров с 2 мониторами в спинках сидений первого ряда.

18+