Mercedes-Benz S Coupe
Клаудиа & Клаудиа
Покорять вершину С 217 (кодовое обозначение S Coupe) мы отправились в холмистые долины Тосканы. И выбор места проведения тест-драйва не выглядел случайным. Ведь что такое модели Mercedes-Benz из недавнего прошлого? Это часто безумно мощный, всегда безумно высокотехнологичный и, увы, безальтернативно безумно дорогой концентрат солидности. Солидность über alles! Да, конечно, новейшей линейке швабских компактов позволено повеселеть, как и интерьеру подросшего C-Class W 205. Но это — дозированное вольнодумство с неприкрытым маркетинговым прицелом на молодежную аудиторию. Купе на базе S-Class — величина иного порядка. И вдруг здесь, в цитадели консервативных ценностей, которую, казалось, невозможно сокрушить даже изощренными средствами hi-tech, произошел тектонический толчок немыслимой мощи.
Над привычным ландшафтом вздыбилась вершина Страсти! Десятилетиями сдерживаемые в концептуальной коре континента Mercedes-Benz токи и напряжения наконец прорвались в серийное измерение, и результат оказался прямо пропорционален времени накопления энергии. Расплющивающий сознание афтершок настигает, когда выясняется, что обнаружившаяся Страсть не 100%-но немецкого, холодновато-механистического свойства. Эта страсть теплая, чувственная, осязаемая. Словом, вполне итальянская. Но условная Клаудиа Шиффер не оставляет подиум в безраздельное владение условной Клаудиа Кардинале. Парадокс в том, что эти дамы не мутузят друг друга подушками, а уживаются в формах С 217 самым невероятным образом. Биологический гибрид двух Клаудий едва ли стал бы эталоном красоты, а вот дизайнерам Mercedes-Benz за такое совмещение точно не присвоят звание «Доктор Франкенштейн».
CL умер. Да здравствует S Coupe! Новое название водружено на впечатляющий фундамент стиля и технологии.
«Предшественник, CL, был большим, комфортабельным автомобилем, но ему недоставало спортивности и, простите, сексуальности во внешности, — замечает Уве Шулле, дизайнер S Coupe. — С 217 мы сделали короче почти на 70 мм. Из них 10 мм приходится на базу, остальное – на задний свес. На первый взгляд, это крайне незначительные величины, но они полностью изменили базовые пропорции модели».
Принято. И все же в дизайн-центре в Зиндель-фингене, где из множества проектов года два назад сложили окончательный облик С 217, явно сварили еще какое-то колдовское зелье. Как иначе объяснить, что вблизи более чем пятиметровое S Coupe смотрится очень компактным, а с расстояния метров в 15-20 — огромным? Нет, это точно не седан S-Class new! Тот всегда воспринимается океанским лайнером.
Блок кнопок
вспомогательных систем поднят на торпедо выше, чем у седана. Водитель купе все держит в поле зрения!
Передние ремни безопасности
купе подаются моторизованными кронштейнами, которые возвращаются «на исходную», если секунд за 30 вы не пристегнулись. Принудительно активировать кронштейны можно кнопкой между дисплеями на торпедо.
S Coupe
в отличии от седана сразу получило проектор информации на лобовое стекло и тачпэд управления вспомогательными функциями.
И в интерьерах «родственников» — совсем разная атмосфера, несмотря на близость многих стилистических решений. Но близость — не тождество. Салон седана — императорская ложа в современном исполнении. Салон купе — суперкомфортабельный, но кокпит спортивного авто. В нем не к месту задние VIP-кресла с вшитыми в ремни безопасности эйрбегами, да и опционный 4-зонный климат-контроль тоже не слишком нужен. А вот небольшого диаметра трехспицевый руль с подрезанным снизу ободом и торпедо с более раскованной пластикой в пассажирской зоне вполне в тему. Как и передающаяся по наследству от С 215 (1999-2006) система автоматической подстройки передних сидений «по ногам» задних пассажиров. Перевод панорамной крыши из числа опций (для седана) в разряд базового оснащения? Для купе, которое по своей природе должно дарить максимально яркие эмоции, это логично. Хотя у инженеров Mercedes-Benz, ведущих тотальную войну за весовую экономию, такое решение, наверное, не вызвало восторга. Вот только на весах S Coupe, как и у двух знаменитых Клаудий, эмоциональность порой перевешивает расчет. Знать бы еще, не закапризничают ли немецкая и итальянская красавицы, узнав, что кофр S Coupe ужался на 90 л vs CL C 216 и уступает 60 л объему багажника BMW 6 series Coupe. Впрочем, бутылка шампанского из опционного холодильника (–40 л пространства для поклажи) под звучание также опционного хайэндового Burmester (еще —30 л под сабвуфер) снимут все проблемы...
Подвеска Active Body Control (ABC)
дебютировавшая в 1999-м на CL 500/600 (на фото), выполняла функции подавления продольных и поперечных кренов кузова без традиционных стабилизаторов. С тех пор АВС научили компенсировать разворачивающее действие бокового ветра, а теперь и «обратному» крену.
В зависимости
от радиуса скорости прохождения поворота плунжеры подвески АВС поджимают металлические пружины по одному борту и растягивают по другому, создавая «обратный» крен.
Звуки и краски
Какого черта! Неужели нам выкатили еще даже не анонсированную «гибридную» версию купе? При выезде из подземного паркинга в салоне С 217 было бы слышно тиканье часов, будь они, как на седане, аналоговыми, а не спроецированными на правый дисплей. «Sound of silence» (звук тишины — англ.) — кажется, так назывался хит Саймона и Гарфункеля из далеких 60-х? Но не время ностальгировать.
Помнится, седан S-Class new с его алюминиевыми панелями кузова не показался при первом знакомстве в Канаде (см. «Автомобили» № 9/2013) эталоном акустического комфорта. С 217 тоже снаружи сплошь алюминиевый, не считая пластиковой крышки кофра, и к тому же купе (!) обладатель безрамочных дверей, что должно являться отягчающим «шумовым» обстоятельством. Должно. Но не является! Линия акустической обороны S Coupe точечно укреплена до степени почти полной непробиваемости для аэродинамических шумов и присутствующих в седане звуков от проезжающего транспорта. Браво!
Недаром над проблемой достижения наивысшего уровня акустического комфорта на серийной модели мерседесовцы ломали и свои головы, и искусственную, снабженную чувствительными датчиками. Но надеюсь, именно человеческое чувство меры позволило провести четкую «звуковую» грань, за которой началась бы эмоциональная глухота. Купе не чопорный представительский седан, и в С 217 примерно с 40000 об./мин. присутствует звук двигателя. Уже на обычном S 500 Coupe саундтрек 4,7-литрового битурбо-V8 не разочаровывает. На «пятисотом» с AMG-пакетом, частью которого является выхлопная система с «умными» заслонками, баритоном наддувной «восьмерки» заслушаешься. А овации срывает за вновь отчетливо прорезавшееся фирменное тявкающее staccato перегазовок 5,5-литровый битурбо-V8 AMG. Стоит ли этот звук 1 320 000 руб., разделяющих S 63 AMG 4Matic Coupe и седан S 63 AMG 4Matic? Но ведь различия этих моделей не сводятся к «звуковой дорожке».
Обратный крен
В вираже заднеприводные С 217 с новейшей версией подвески АВС (€4700 в Германии) кренятся на угол до 2,5º внутрь поворота! К этому противоестественному для автомобиля поведению привыкаешь очень быстро — наверное, потому, что для велосипедистов и байкеров в этом нет ничего неожиданного. Ничего против «обратного» крена не имеет и желудок, хотя на моделях с бескомпромиссно настроенными стабилизаторами поперечной устойчивости организму бывает трудно принять отсутствие каких-либо кренов. Действие отключаемой новой функции в диапазоне 15-180 км/ч объясняется просто. В Европе множество круговых развязок малого радиуса, где уже на низкой скорости эффект «обратного» крена небесполезен. Ограничение хода гидравлических плунжеров подвески АВС 10 см диктует верхний скоростной предел, за которым компенсировать действие центробежной силы уже невозможно. В отличие от дебютировавшей на седане S-Class new системы сканирования дорожного полотна и упреждающей подстройки «активной» подвески механизмы «обратного» крена завязаны не только на стереокамеру за лобовым стеклом, но и датчик поперечного ускорения, что позволяет использовать функцию и в условиях плохой видимости. При «одноканальном» управлении «разве что чуть снизится скорость прохождения команды», как заверяют инженеры Mercedes-Benz. Не критично, ведь в ясный день «обратный» крен создается за доли секунды. И все же кое в чем мерседесовцы, похоже, лукавят. По их словам, новая функция, которая со временем станет доступна и на других моделях марки, задумана исключительно для повышения ездового комфорта, а не скорости передвижения. Может, это и так на запредельных режимах Nordschleife, но на обычных дорогах «обратный» крен дает водителю в вираже куда больше уверенности...
Есть краски дизайна (см. выше). Есть краски динамики. За рулем седана удивляешься просто тому, что этот «круизный лайнер» быстр. Для купе, пусть и большого, скорость естественна.
Противоестественна легкость, с которой она набирается. Уже на «пятисотом» с «какими-то» 455 л.с. под капотом легкое касание педали газа трансформируется во взлет стрелки спидометра... Нарваться на штраф за превышение скорости на С 217 легче легкого. Судя по паспортным данным, S 500 4Matic Coupe (от 6 250 000 руб.) в спринте с места до «сотни» быстрее аналогично вооруженного седана на значимые 0,2 с (4,6 vs 4,8 c), а полноприводная AMG-версия — на 0,1 с. Этого достаточно, чтобы взять знаковый рубеж в 4,0 с, оставшийся непокоренным для трехобъемного S 63 AMG 4Matic. Хотя, сознаюсь, мерседесовцы так и не выдали заклинания, наделяющего S Coupe особой прытью при равенстве веса (более компактные габариты компенсированы усилением кузова без центральных стоек крыши), мощности моторов и одинаковых передаточных числах трансмиссии с «параллельными» версиями седана, обладающего к тому же лучшим коэффициентом сопротивления воздушной стихии. Пусть это останется швабской загадкой.
Спидометр,
размеченный до 330 км/ч, указатели температуры охлаждающей жидкости и моторного масла — это приборный щиток S 63 AMG Coupe.
Вместо пары динамиков
аудиосистемы Burmester в зоне крепления наружных зеркал седана — «суперфронтмен» на потолочной консоли!
Функция «обратного» крена активируется
в режиме «Comfort» подвески ABC нажатием кнопки на напольной консоли, при этом на дисплее перед водителем появляется соответствующая картинка.
Зато разница в цене в 2 250 000 руб. между доступными в России полноприводными S 500 Coupe и S 63 AMG Coupe вполне объяснима. Можно долго и нудно перечислять различия в дизайне кузова, оформлении салона, показателях мощности и динамики, а можно сказать просто: «пятисотый фирматик» — это Песня, но версия от придворного тюнингера Mercedes-Benz из Аффальтербаха — Песнь песней! Здесь каждый евроцент или, если хотите, копейка цены имеет свое осязаемое оправдание. Вместо обычного аккумулятора — литиево-ионная батарея, которая легче на 20 кг.
Особые настройки электробустера обеспечивают отменную обратную связь по рулю. Опционные тормозные механизмы с легкими карбон-керамическими дисками чертовски кусачи и дьявольски выносливы. Фирменный 7-диапазонный «автомат» AMG Speedshift MCT с пакетом «мокрых» сцеплений вместо гидротрансформатора? Да, иногда он небезупречен по части плавности переключений, зато честен и умен.
В отличие от классической АКП7 «пятисотого» в «ручном» режиме не перескакивает на передачу вверх на максимальных оборотах двигателя и даже с отключенной, точнее — переведенной в «спящее» состояние, системой стабилизации не позволяет сорвать в бесполезную, а то и опасную пробуксовку задние колеса (при распределении тяги 33х67 vs 45х55 у «пятисотого» такое в принципе возможно).
Если кого-то разочарует отсутствие функции Race Start, то напрасно. Да, ее нет в официальном списке опций, но, во-первых, по спецзаказу мерседесовцы обещают ее подключить: на Е 63 AMG с близким по отдаче мотором такой ускоритель старта отработан. Во-вторых, габаритное, шикарное S Coupe не нацелено на трековые гонки. Это король дорог. Причем не обязательно идеально гладких. Клиренс в 133 мм в номинальном режиме — вполне земная величина, которая не становится чем-то ирреальным, даже когда на высоких скоростях автомобиль приседает на 10 мм. А на проблемных участках водитель всегда может заставить пневмоподвеску приподнять S Coupe (это касается и полноприводного «пятисотого») на 40 мм. AMG-настройки Airmatic — особая тема. Ты вроде бы готов к этому чуду, но все равно испытываешь восторг от универсальности характера подвески.
Альпинистское снаряжение не понадобилось для штурма вершины C 217, но она не стала от этого менее сияющей и манящей.
Она позволяет и легко контролировать мощнейшее купе на высоких скоростях, и не обернется отбойным молотком на раздолбанном вполне по-российски асфальте (при желании и доле везения его отыщешь и в Италии). Такая «всеядность» — результат сложения многих нюансов, начиная с более легких vs литых кованых дисков, сниженного «базового» давления в покрышках в расчете на его рост от разогрева при агрессивном стиле вождения и подбора собственно «обуви». Оптимальными летними считаются шины классического типа Continental ContiSportContact 5P и Pirelli P Zero (вновь германо-итальянский дуэт). По уровню шумности, плавности хода они все еще отличаются в лучшую сторону от «антипрокольных» покрышек RunFlat с усиленными боковинами.
Именно такими комплектуются S Coupe для нашего рынка. Что ж, проверим осенью, по силам ли этой «обуви» подмять под себя магию подвесочников AMG. Если такое в принципе возможно...
«Умные» светодиодные фары
впечатляют не всех? Что ж, М-В готов предложить их спецвариант, инкрустированный кристаллами Swarovski.
За подвижной эмблемой
на крышке багажника скрыта камера тылового обзора, являющаяся частью системы видеоконтроля ситуации по периметру автомобиля.
Возможное & невозможное
«Возможно ли представить S Coupe с дизельным или 4-цилиндровым бензиновым мотором?» — делает сильную подачу Йорг Бартельс, куратор проекта С 217. Да, хороший вопрос. Седан S-Class, который у нас почитается сакральным объектом наравне с Мавзолеем и Рублевкой, в странах, давно прошедших период первоначального накопления капитала, прижился и в роли флитового авто. Потому 2,1-литровая турбодизельная «четверка» из арсенала прежнего S-Class, возможно, еще вернется под капот флагманского седана Mercedes-Benz. С другой стороны, в швабской линейке появились А/CLA 45 AMG с потрясающей 2,0-литровой турбо-«четверкой» (360 л.с./450 Нм), только что увенчанной лаврами лучшей новинки в Конкурсе «Двигатель года» (см. «Курьер»). Ход моих размышлений прерывает герр Бартельс: «Даже сравнивать степень жесткости кузовов седана S-Class и С 217 (вот vs CL C 216 прогресс налицо) не корректно. Это совершенно разные по своей философии автомобили. Один из моих собеседников недавно заметил, что S Coupe — воплощение 100%-ной роскоши». «Стоит ли бросать тень даунсайзинга или дизельного выхлопа на такой образ, зависит от политиков, признающих автомобили лишь одного, «зеленого», цвета», — парирую я. Йорг Бартельс кивает. Договорились.
«Пограничник»
На заднеприводных S Coupe дебютировал первый 9-диапазонный «автомат», который может использоваться и на обычных, и на «розеточных гибридах», и на полноприводных версиях моделей с продольным расположением двигателей тягой до 1000 Нм. 9G-Tronic вписывается в установочное пространство для АКП7, что позволяет избежать дорогостоящей переделки панели пола. Цель увеличения числа передач — расширение диапазона передаточных чисел трансмиссии, помимо лучшего отклика на газ дающее экономию топлива. Впрочем, этому способствует и вес 9G-Tronic, сниженный vs АКП7. Ждать ли нам «автоматы» с бОльшим числом диапазонов? Инженеры Mercedes-Benz, как и положено, прагматичны: «Пожалуй, мы близки к границе, за которой увеличение числа передач теряет смысл. Уже сегодня в ряде стран с соответствующими ограничениями скоростного режима водители едва ли смогут использовать 9-й диапазон».
Впрочем, пока компромиссами на двигательном фронте и не пахнет. Вскоре дебютирует заднеприводный S 65 AMG Coupe с 630-сильным битурбо-V12. Это будет единственная доступная в России версия купе (от 12 900 000 руб.) с уникальной системой создания в поворотах, казалось бы, невозможного мотоциклетного обратного крена. Хотя о чем это я? На вершине С 217 возможно практически все.