Лесной брат
Как же тихо в лесу! Нет, серьезно, в зимнем лесу под Владимиром, где я с удовольствием утюжу засыпанные снегом, петляющие по буеракам дороги за рулем X350d, стоит торжественная тишина. Необычно тихо и в салоне машины. Если на голом асфальте шоссе М4 сюда еще пробивался шелест ветра и легкий цокот от шипованных покрышек, то по укатанному проселку машина катит на удивление тихо. Для грузовика у этого «Мерседес-Бенца» звукоизоляция просто отменная – можно вполголоса беседовать о необычной его конструкции.Как у всякого пикапа, у Х-Класса мощная рама и неразрезной задний мост. Однако подвешен он не на листовых рессорах, а на винтовых пружинах. Передняя независимая подвеска тоже оснащена не повсеместными еще недавно на таких автомобилях продольными торсионами, а пружинами. Кроме того, превысившая три метра колесная база (она на 55 мм длиннее, чем у VW Amarok), и довольно широкая колея добавляют устойчивости на неровных дорогах. Передний стабилизатор поперечной устойчивости уменьшает крены кузова, а резиновые подушки, через которые крепятся к раме передние амортизаторы, добавляют комфорта.
В результате ход у пикапа отменно мягкий, подвеска настолько комфортабельна, что я начинаю сильнее нажимать на педаль газа, и X350d скачет по лесной дороге все резвее, замерзшие стволы сосен мелькают за окнами все быстрее. При этом мне не представляет труда контролировать 2,5-тонную громадину на такой почти кроссовой трассе. Инженерам Mercedes-Benz удалось настроить подвеску таким образом, что упругие характеристики амортизаторов гибко изменяются. На шоссе, а также на небольших скоростях на разбитых и неровных дорогах шасси реагирует мягко. Начинаем увеличивать темп, переходя на спортивный стиль с резкими обгонами, и амортизаторы работают жёстче, обеспечивая высокую устойчивость пикапа. Лесная гонка продолжается, пока мои пассажиры, теряя терпение, не начинают просит пощады. И впрямь, пожалуй, стоит сбросить скорость – то, что с водительского места выглядит захватывающим аттракционом, им, полагаю, кажется не столь интересным.
Такие разные «Фирматики»
Тогда самое время перейти к следующему – выяснить внедорожные возможности машины. У младших версий штутгартского пикапа, 190-сильного Х250d 4Matic и Х220d 4Matic в 163 силы жестко подключаемый передок предназначен для повышения проходимости на серьезном бездорожье. Зимой на них ездить не слишком удобно – приходится постоянно следить за состоянием покрытия, на сухом асфальте немедленно выключая полный привод. У X350d тот же самый довесок 4Matic означает, как ни странно, совсем другой тип трансмиссии.У топового мерседесовского грузовика тоже есть понижающая передача – 2-ступенчатая раздаточная коробка присоединена к основной коробке передач. А за доплату в 53 092 рубля покупатель X350d может получить и блокировку заднего межколёсного дифференциала (и я искренне надеюсь, что вы не пожалеете денег на абсолютно необходимый для вседорожника механизм). Однако в качестве межосевого дифференциала используется электромеханическое многодисковое сцепление, которое распределяет крутящий момент в соотношении 40:60 между передними и задними колесами. То есть, у машины постоянный полный привод. Причем, нарочито «классическое» распределение в пользу задней оси немцы применили, чтобы повысить динамику на шоссе – так растет уровень тягового усилия при разгоне и достигаются более высокие значения поперечного ускорения.
Именно на шоссе в первую очередь пригодится первый из трех режимов полноприводной трансмиссии – динамичный 4MAT. Следующий, 4H повышает крутящий момент на бездорожье, а понижающая передача 4L с регулируемой (от 0 до 100 %) блокировкой межосевой муфты – для сложного бездорожья. Добавим сюда заднюю блокировку, длинноходные пружины подвески, дорожный просвет в 202 мм под передней осью и 222 мм под задним мостом и получим настоящий внедорожник, не правда ли?
Такого не могло произойти с младшими версиями Х-Класса: в жестко подключаемом приводе просто нечему гореть. А владелец X350d 4Matic должен быть осторожнее – его «фирматик» совсем другой, более городской и нежный.
Куда положить смартфон?
Зато на шоссе он будет чувствовать себя ни в чем не ущемленным. Ну, почти ни в чем. Разве что обогрева руля, такого нужного русской зимой, в Х-Классе нет – и докупить не получится. Как нет регулировки рулевой колонки по вылету – только по углу наклона. Дело в том, что немецкая машина построена на основе пикапа Nissan Navara, у японского грузовика не было ни того, ни другого, а разработка и внедрение новой рулевой колонки, как объяснили инженеры «Мерседес-Бенца», будет стоить слишком дорого.Не будет его и в том случае, если вместо базовой для X350d версии «Прогрессив» вы доплатите 221 тысячу за «Пауэр». Зато вы получите хромированные задний бампер и декоративную защиту в переднем, колесные диски из легкого сплава на дюйм большего диаметра (18 вместо 17-ти) светодиодные фары повышенной мощности, аккуратно обшитые кожзамом верх приборки и сиденья с электроприводом передних, а также более продвинутую Audio 20 CD с сенсорным дисплеем.
Переключая режимы
Но в любом случае возможностей силового агрегата вам хватит за глаза. Правда, садясь за руль, я ожидал чуть большего от лишних 68 сил по сравнению со 190-сильной версией. И все же колоссальный крутящий момент в 550 нм, доступный аж с 1400 об/мин, – это много. Очень много! Дизель ОМ642 с наддувом, промежуточным охладителем надувочного воздуха, непосредственным впрыском Common rail и изменяемой геометрией (именно она отвечает за высокие показатели на низких оборотах) турбины с 2006-го работает на почти двух десятках моделей марки. А в начале 2014 года немецкие инженеры применили на нем ноу-хау, заимствованную из формулы 1 – заменившее чугунные гильзы покрытие стенок цилиндров «Нанослайд» позволило снизить массу мотора и потери на трение, а значит, эффективнее использовать топливо.Свою лепту в дело эффективности вносит автоматическая коробка. Семиступенчатый 7G-Tronic Plus с гидротрансформатором и электронным управлением не допускает перерывов в подаче крутящего момента при переключении. Что, конечно, весьма важно для пикапа – на подъёмах, бездорожье и при движении с прицепом. Перебирает передачи «автомат» плавно, работает тихо, оснащен подрулевыми лепестками для ручного переключения. А еще на центральной консоли имеется переключатель режимов движения Dynamic select.
По умолчанию трансмиссия работает в «Комфорте». Если вам по душе более спортивный стиль вождения, выбираете S, и двигатель быстрее реагирует на газ, а коробка переключается на повышенных оборотах. Экономить помогает режим Eco, когда АКП, наоборот, переключает передачи на низких оборотах. В ручном режиме М время переключения становится значительно короче, чем в «комфортабельном» и «экономичном». Наконец, положение O (что означает off-road) отличается более высокими точками переключения передач и необходимой на бездорожье более пологой характеристикой педали газа. При этом во всех режимах, за исключением «внедорожного», доступна функция start/stop.
Среди других модных систем – активная экстренного торможения, удержания полосы и распознавания знаков. Впрочем, куда полезнее могут оказаться 7 подушек безопасности и крепления i-Size для двух детских сидений, системы экстренного вызова и стабилизации при движении с прицепом, датчик давления в шинах, круиз-контроль и светодиодные фары. Несомненно, полезным из допоборудования для пикапа станет камера заднего вида либо камера с углом обзора 360 градусов.
Одним словом, владелец X350d будет пользоваться уважением окружающих. Другое дело, что добавив к четырем миллионам еще 650 тысяч, он мог бы купить куда более удобный на шоссе и в городе GLE. Но… Хозяин – барин.