Цифры & Сапоги
Исландия – накатанный «полигон» Land Rover. Здесь журналистская братия когда-то знакомилась с Discovery III, а позже – с «автоматизированным» Freelander II. После этого учинить проверку Disco Sport на просторах острова в северной Атлантике велел сам автомобильный бог. Он-то со своих заоблачных высот давно заприметил: британцы (по крайней мере из маркетингового департамента LR) – побратимы японцев. И тем, и другим цифра «4» режет глаз. Жителей Страны восходящего солнца легко понять: «ши» означает и четверку, и смерть. А лэндроверовцы, не вдаваясь в подробности, просто утверждают: «Freelander усложняет трехзвенную структуру, в которой Range Rover олицетворяет роскошь, Discovery проповедует активный отдых, а Defender подвизается на ниве неубиваемого проходимца». Приговор окончательный, обжалованию не подлежит, и Freelander, в двух своих воплощениях несший вахту с 1997-го, становится частью славной истории Land Rover.
Однако в штаб-квартире компании в Солихалле придерживаются принципа «Бизнес наравне с природой не терпит пустоты», а тут еще в 2014-м линейка Discovery разменяла «четвертак». Самое время перейти от моделей-одиночек в каждом поколении на семейный Disco-подряд! И вот рядом с испытанным бойцом Discovery IV появляется новичок, Discovery Sport. Сменщик «Фрила» не просто взял другие «Ф.И.О.», он еще и привнес в сегмент среднеразмерных premium-SUV/кроссоверов новое качество. Чем иначе объяснить то, что аптекари Ингольштадта, Мюнхена и Штутгарта, как поговаривают, озолотились на продаже средств от головной боли? Хотя карьера Disco Sport еще в самом начале (в России продажи стартуют 26 февраля), в высоких кабинетах Audi, BMW, Mercedes-Benz уже переполох. Доннер-веттер! Как эти островитяне умудрились превратить свой SUV с более короткой, чем у наших Q5, X3, GLK, базой в 7-местный?!
Пусть третий ряд сидений – опция (стоит пакет, включающий также кормовой блок климат-контроля и два USB-порта, от 80 000 руб.*) для юных и гибких или обладателей навыков механика-водителя Т-34 по посадке в танк и его покиданию, но это же приманка для не охваченной нами, немцами, группы покупателей! К тому же лэндроверовцы такие задаваки… Мало того что перед открытием Парижского автосалона’2014, где их новинка официально дебютировала, пустили по Сене баржу с парой Discovery Sport, так еще и выставили на палубе семь пар огромных разноцветных сапог, причем на самые великанские поместили свой Union Jack! На что это они намекают? Уж не на то ли, что раздавят нас?! Вот мы их… А чем, собственно?
Копнем глубже
Идея «вклячить» третий ряд сидений в нынешние Q5, X3, GLK не менее фантастична, чем россказни барона Мюнхгаузена и его последователей. Отложить ответ до появления сменщиков немецкого трио? Не факт, что в уже запущенные проекты заложена возможность «семиместности».
А переделки такого рода влетают в тот еще евроцент! Тем же англичанам пришлось на ≈2/3 перепроектировать для Disco Sport платформу (заимствована лишь передняя секция с силовым каркасом кузова) Range Rover Evoque, растянув базу на 81 мм и подверстав панель пола под новую, компактную заднюю многорычажку. Адаптация подвески Evoque обошлась бы дешевле, но не позволила бы разрешить проблемы с требуемым объемом кормовой части салона и размещением запаски. Да, задачка…
Пусть роскошествует «кузен» Evoque. Disco Sport возьмет свое на поле качественно реализованного прагматизма
Надежды на то, что Disco Sport отпугнет покупателя своим внешним видом, немцам стоит отбросить zum Teufel («к дьяволу», нем.). В чем-чем, а в стилистической беззубости компания Land Rover не замечена, несмотря на недавно отмеченное 75-летие. Тут, знаете ли, клыки так клыки! И Disco Sport на дизайн-поле даст фору даже уругвайцу Суаресу, герою-кусаке прошлогоднего Чемпионата мира по футболу. Да и как иначе? Если «кузен» Evoque напоминает милашку бультерьера, то Disco Sport – боксера. Тоже пес с характером!
Спинки сидений второго ряда
Складываются в том числе и нажатием кнопок в грузовом отсеке
Сиденья
«галерки» укладываются заподлицо с полом, если потянуть за удобные петли с их тыльной стороны
При этом
образуется почти ровная грузовая площадка
А вот порвет ли Disco Sport «немцев», как Тузик – грелку, по качеству отделки интерьера? По крайней мере в Audi, где съели целую свору собак на делах «салонных», могут перевести дух. Но и только. Железный аргумент «Базовые версии Q5 и Х3 с сопоставимыми по мощности моторами куда дешевле» на поверку оказывается «ржавым». Во-первых, цены в России сегодня подвижны как никогда. Во-вторых, начальную для нашего рынка комплектацию SE британцы отмерили с русским размахом! Если коробка передач – то только знакомая по Evoque топовая АКП9 от германской ZF, тогда как ряд дизельных версий Q5 и Х3 поставляются иcключительно с «механикой». В любом случае, число диапазонов в «автоматах» немецких вседорожников, включая GLK, не более восьми.
Если в интерьере родственного Evoque доминируют горизонтали, то дизайн салона Disco Sport держит мощная вертикаль центральной консоли. Качество исполнения интерьера сами лэндроверцы определяют как «премиальное, но не роскошное». И сумрачным днем салон Disco Sport не превращается в темную пещеру. Спасибо бо́льшей, чем у Evoque, площади бокового остекления.
Далее: многое из того, чем изначально оснащены все Disco Sport для нашего рынка и что создает действительно premium-наполнение автомобиля, для Q5 и Х3 доступно за доплату, а это заставляет поблекнуть их ценовую привлекательность. GLK в исполнении «Особая серия», наиболее близком к стартовому пакету «британца», тот даже дороже* модели Land Rover. Что до «глубины» списка опций, то он у всего квартета конкурентов бездонен. Вот только где в баварско-швабских перечнях заказного оборудования те 98–148 л, которые позволят сравняться с возмутителем спокойствия с Туманного Альбиона по максимальной вместимости грузового отсека?
Контроллер-головоломка? Забудьте
Вывод управления многими вспомогательными функциями на тачскрин с диагональю 8 дюймов и выбор ключевых пунктов меню кнопками прямого доступа - все проще простого
Максимально поднятый к капоту
воздухозаборник - простое, но эффективное средство защиты двигателя от гидроудара при штурме водных преград
Наклонная линия крыши, подштамповки на боковинах,
которые, стыкуясь с фирменными решетками на передних крыльях, образуют очертания клинка, - так на языке дизайна звучит приставка «Sport» в названии модели. Эмблемы Land Rover на стойках кузова за задними дверями? Гены Freelander все же дают о себе знать.
Подкоп под позиции «британца» с направления «Безопасность» для «немцев» тоже мало перспективен. Да, германское трио в полном составе разбилось на максимальные пять звезд в краш-тестах EuroNCAP, но Disco Sport получил ту же оценку (см. подробности в рубрике «Безопасность» на с.124). С той лишь разницей, что сделал он это по новым, ужесточенным правилам, которые предусматривают в частности и оценку эффективности системы автоматического торможения при угрозе столкновения (49 000 руб.* в составе пакета Driver Assist Plus).
Доверяя экспертам уважаемой организации, от проверки этого устройства, простите, уклонился. Впрочем, в арсенале Disco Sport хватает спецсредств, которые лучше «расчехлять» на свежем воздухе. С ним в Исландии проблем нет. Поехали?
Наперекор штормам
Гром среди ясного, на тот момент вечернего, неба грянул сразу по прилету в Исландию. Усаживаясь за руль Disco Sport Si4 на стоянке аэропорта Кефлавик, я впервые на модели Land Rover воспользовался вертикальной регулировкой кресла, для того чтобы его поднять. «Стартовая позиция», по меркам компании, запредельно низкая! Британские инженеры объясняют это необходимостью создать максимальную воздушную прослойку над головами сидящих спереди и облегчить им посадку/высадку, которые могут затруднить наклоненные сильнее обычного стойки лобового стекла. К счастью, диапазон вертикальной регулировки передних кресел отмерен с королевской щедростью, чем я и воспользовался, выбрав традиционную «командную» LR-посадку, и рост около 1,82 м не стал помехой. Тронулись!
Но не успели мы с напарником порадоваться отсутствию британских заморочек с эргономикой, как громыхнуло повторно и на сей раз раскатисто. Шипованные покрышки Pirelli Ice Zero и крупнозернистый асфальт, образовав бинарный заряд, пробили в остальном безупречную линию акустической обороны. Правда, коллеги, которым досталась версия с опционной «магнитной» подвеской (60 000 руб.* для пятиместных вариантов SD4/Si4), подобного не отметили. В любом случае, повременим с выводами, ведь тест-парк укомплектовали предсерийными Disco Sport.
С другой стороны, этот факт не повлиял на слаженность работы известного по Evoque тандема 2-литровой бензиновой турбо-«четверки»/АКП9, прогнози-руемость хватки тормозов и «прозрачность» рулевого управления с электроусилителем, что оказалось кстати на заледеневших, петляющих меж гор дорогах. Жаль только, в таких условиях да еще при исландских ограничениях скоростного режима на загородных трассах 90 км/ч 240-сильный мотор ни разу не «вспотел».
Но уже паспортные данные красноречивы и… на первый взгляд, загадочны. «Пятиместный Disco Sport Si4 легче и мощнее Audi Q5 c 225-сильным бензиновым мотором, но в разгоне до сотни уступает ему больше секунды. Как так?» – допытываюсь я у доктора Ральфа Шпэта, который специально прилетел в Исландию для встречи с российскими журналистами. Но главу Jaguar Land Rover сложно застать врасплох! «Discovery Sport не спринтер. Это модель с нерядовыми возможностями на бездорожье, что отражается на величине клиренса и, соответственно, коэффициенте аэродинамического сопротивления. «Автомат» тоже настроен с учетом требований офф-роуда для более плавных реакций автомобиля на нажатие педали газа», – поясняет доктор Шпэт. Принято!И все же инженеры Land Rover могли слегка подтянуть динамику Disco Sport. Но, к счастью, не свернули на кривую дорожку отказа от тяжелой запаски в пользу «антипрокольных» (до первого и последнего в их резиновой жизни валяющегося на дороге костыля из шпалы) покрышек Run-Flat и баллончика с герметиком. В Солихалле постановили: «Модель семейства Discovery обязана комплектоваться пятым колесом, если только это не идет вразрез с запросами конкретного рынка».
Алюминиевые нижние рычаги и кулаки
собранной на стальном подрамнике компактной задней подвески – пустотелые, с двойными стенками. Эта новая технология за счет снижения неподрессоренных масс дает выигрыш в плавности хода. В качестве опции доступны «магнитные» амортизаторы
Сканеры в корпусах
наружных зеркал определяют глубину преодолеваемой водной преграды. Соответствующая визуальная информация выводится на дисплей на центральной консоли, тогда как звуковой сигнал меняет громкость в зависимости от глубины брода
Terrain Response, фирменная система адаптации
к дорожным условиям, в стандартном варианте предлагает четыре режима («Асфальт»; «Трава/Гравий/Снег»; «Грязь и Колея»; «Песок»), в соответствии с которыми регулируются настройки усилителя руля, акселератора, АКП, трансмиссии 4х4, тормозов и системы стабилизации. Дополнительный, «динамический» режим позволяет к тому же зажать опционные «магнитные» амортизаторы
В варианте трансмиссии
с постоянным приводом 4х4 используется многодисковая муфта Haldex V с электронным управлением, которая делит тягу между осями вплоть до 100:0/0:100% в зависимости от дорожных условий
Такая оговорка точно не о России, потому у нас семиместным Disco Sport положена докатка, а пятиместным – полноразмерная запаска (опция 10 400 руб.* вместо докатки для версий TD4/Si4 с базовым пакетом), причем она ждет своего часа в сухой нише грузового отсека, а не под днищем. Это вам не городской ковбой, сдувающийся вдали от сетей шиномонтажа! А нам как раз туда, где их нет.Утро второго дня выдалось спокойным. Так случается перед бурей. Если 16 декабря 2014-го в России запомнилось буйством финансовой стихии, то в Исландии – рекордным за 40 лет снежным штормом. Для нашего звена из трех Disco Sport SD4, шедшего в арьергарде разбитой на группы колонны из пары десятков машин, в тот день так и не рассвело.
Discovery – теперь семейство моделей Land Rover, но поговорка «В семье не без урода» явно не про Disco Sport
Утренняя темнота Приполярья сменилась тем, чему в русском языке соответствует выражение «не видно ни зги». Задние «противотуманки» лидера-Disco IV гасила снежная пелена, едва рас-стояние между нашими машинами увеличивалось до 7–8 м! Не обратиться ли за помощью к небесам, которые где-то там, за огромной стеклянной крышей? Святые угодники! В салоне Disco Sport – ручки над дверями! Да, это вам не щеголь Evoque, для которого важнее оказалась максимально заниженная линия крыши.
Кожаные передние сиденья
доступны не только с подогревом но и с системой вентиляции
При смещении к корме до упора
(ход 160 мм) секций дивана второго ряда пространство для ног пассажиров становится огромным. Градус комфорта повышает и регулировка в широких пределах угла наклона спинок дивана
На «галерке» –
пусть и не в барской позе – разместятся даже пассажиры ростом 1,83 м
Хотя у «кузена» из линейки Range Rover чуть лучше геометрия проходимости, как лучше она и у ушедшего на покой Freelander II. Однако конкурировать Disco Sport предстоит с немецким трио, а в нем лишь GLK – официально – держит открытыми все свои оффроудные карты (углы въезда/съезда/рампы: 23/25/190; глубина преодолеваемого брода 300 мм), а не только ту, что с буквой «К» (клиренс 201 мм). «Шваб» собрал каре? Допустим. Но у «британца» флэш-ройял (25/31/210; «осадка» 600 мм; клиренс 212 мм)!
Вот только снежный шторм смел к чертям первоначальный план маршрута, в котором значились и штурм брода, и покорение крутых подъемов, и съезды со склонов, где пригодилась бы способность модернизированной системы Hill Descent Control автоматически держать минимальную скорость 5 км/ч vs 6 км/ч у Evoque. Не светит нам опробовать и эффективность альтернативной трансмиссии 4х4 Active Driveline (50 000 руб.* для пятиместных версий SD4/Si4), где вторая пара колес подключается при необходимости «мокрым» сцеплением, тогда как два «умных» сцепления на задних полуосях в теории увеличивают внедорожный потенциал. Такие варианты Disco Sport появятся позже, а с понижающей передачей в раздатке – никогда.
Являющаяся частью стандартного оснащения система Torque Vectoring позволяет бороться с недостаточной поворачиваемостью за счет подтормаживания внешних по отношению к центру виража колес
Однако, как оказалось, точно «отмеренная» первая передача АКП9 – вполне сносная замена демультипликатору. Используя этот диапазон, который проскакивается при старте в обычных условиях, отключив систему стабилизации и выбрав для Terrain Response режим «Трава/Гравий/Снег», мы цепко держались за Disco IV с куда более оффроудной трансмиссией и регулируемой пневмоподвеской. Случалось, перед свирепой стихией пасовал и лидер. Тогда на помощь приходила техничка.
Хайтековый микст материалов
использован в конструкции несущего кузова Disco Sport. Так, помимо высокопрочной стали для создания жесткого каркаса безопасности применена борсодержащая сталь, полученная методом горячей штамповки. Поперечина под торпедо выполнена из обладающего высокой жесткостью на кручение и легкого магниевого сплава. Максимально снизить вес помогают также алюминиевые капот, крыша и дверь грузового отсека
Нижние рычаги передней подвески –
стальные, тогда как поворотные кулаки для ограничения веса конструкции выполнены из алюминия. На снижение шумности в салоне работают гидравлические демпферы отбоя
Лифтованный Land Rover Defender с цепями на не тонущих в снегу широченных колесах поочередно перетаскивал наш караван на буксире через особо гиблые места. И тут выяснилось: на выдумки хитра не только русская голь, но и инструкторы Land Rover Experience. Зачем возиться с демонтажем (в обычных условиях «брюки превращаются в шорты непринужденным движением руки», но не сейчас) защиты, под которой скрыта буксировочная проушина, если можно заранее пропилить в съемной панели отверстие? Может, стоит чуть дожать идею, предусмотрев заглушку от грязи, и внедрить доработанный щиток в серию?
Так или иначе исландские духи природы отчаялись взять нас в снежный плен и сняли непроницаемую завесу, но не сменили гнев на милость. На шоссе вдоль побережья Хвалфьорда, на которое мы выбрались, преодолев перевал, ничем не сдерживаемый боковой ветер с порывами чудовищной силы уже впечатал в снежный бруствер вдоль обочины множество легковушек аборигенов… Не на тех напал! Disco Sport, впиваясь в черный лед трассы шипами покрышек, крепко держались «на ногах» не только на прямиках, но и в затяжных поворотах, и на коварных спусках.
По традиции Land Rover, для улучшения обзора ряды сидений установлены «амфитеатром»: второй на 50 мм выше первого, третий (если заказан) на 20 мм выше второго
Уверенно чувствовать себя водителям помимо грамотно настроенного шасси помогла адаптивная АКП9, позволяющая с помощью подрулевых лепестков эффективно тормозить двигателем. Словом, до отеля в Рейкьявике мы домчали с ветерком – отлично сбалансированный 2,2-литровый 190-сильный турбодизель с моментом в 420 Нм уже при 1750 об./мин. позволял. И все бы замечательно, но версия с топ-мотором на тяжелом топливе доступна в России начиная с без малого шикарного уровня комплектации, HSE. А за это, как и все прочее, приходится платить. И немало: 2 507 000 руб.* или на 180 000 руб.* больше, чем за уже солидно оснащенный Si4 SE.
Как бы то ни было, видя, куда ветер дует, конкуренты из Германии могут попробовать нанести разя-щий удар ниже пояса. А действительно, если немцы мимоходом обронят: «У Land Rover давние проблемы с качеством», – то что, стойкие британцы рухнут, как подкошенные? Возможно, где-то, когда-то так бы и произошло. Только не в России и не сейчас. В минувшем ноябре авторитетный «Автостат» впервые в нашей стране составил рейтинг автомобильных брендов на основе оценок покупателями беспроблемности их железных коней и работы дилеров. На первой строке рейтинга – Mercedes-Benz c 70% «лайков».
BMW берет «бронзу» (62%), тогда как Audi на 12-й позиции (55%) из 31-й. А что же Land Rover? Британская марка с благородным «серебром» (68%). Едва ли Disco Sport с его отработанными моторами, АКП, системой Terrain Response и прочими ключевыми элементами конструкции даст слабину. Такой фундамент не просядет под грузом инновационности общей концепции модели. Согласны?